Заявленная тема очень объемна, и даже самые «азы» занимают очень много времени и места. А давать «голые» списки правил или ошибок мне не хочется – мудрое армейское правило гласит: «Если приказ может быть понят неправильно, он будет понят неправильно!»
Пресс-релиз, как и любой текстовый документ, обладает одним совершенно замечательным свойством: на 100% его поймет только тот, для кого он на самом деле писался.
Поэтому (при всем моем уважении к разнообразным руководителям бизнесов и организаций, имеющих собственные пресс-службы) вынужден констатировать: если релиз писали для начальника, только начальнику он и прольет «бальзам на раны». Вы можете расписать, какой он замечательный, как много и бескорыстно делает для людей и т.д., но любая редакция, получившая такой пресс-релиз, попросит приложить к нему гарантийное письмо или оплаченный счет-фактуру.
Она – редакция – работает не в подчинении Вашего руководителя, а для удовлетворения потребностей в информации, возникающих у ее собственной аудитории. И той аудитории до Вашего руководителя может не быть ни малейшего дела (разве что, денег попросить на какие-то нужды).
И для того, чтобы понять, интересна ли тема Вашего пресс-релиза Вашей же целевой аудитории, чтобы не мучиться над этим вопросом, взвешивая все «за» и «против», я предлагаю Вам еще до написания сообщения воспользоваться очень четкой «лакмусовой бумажкой»:
-будете ли Вы сами обсуждать эти сведения в кругу семьи, в общественном транспорте, с соседом за кружкой пива?
Если «нет», то и другие не станут.
Едем дальше. Релиз, созданный в угоду только «смишникам», какого бы высокого ранга они ни были, имеет хорошие шансы на публикацию, но не запомнится практически никому. Зачастую бывает так, что у журналиста – информационный голод или есть редакционное задание на тему, в которой он – «ни в зуб ногой».
Он стучится в различные пресс-службы, обращается в другие источники информации, лепит некий текст, который либо нещадно режется редактором, либо выходит, но никому не приносит радости.
И в этом случае применима та же самая «лакмусовая бумажка» (если хотите, в немного отредактированном варианте):
-будете ли Вы читать заметку или статью на эту самую тематику в любом издании, смотреть сюжет об этом с друзьями и т.д.?
Если «нет», то и другие не станут.
Вот и ключ к моему пониманию процесса производства пресс-релизов: ВСЕГДА СТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТО КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЛАЙТЕ ЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ИМЕННО ЕМУ!
В этом нет ничего сложного. И, кстати,
релиз, который «заточен» на конечного потребителя, обычно очень легко (причем, с минимальными правками) ретранслируется разнообразными СМИ. Т.к. работающие там профессионалы «с ходу» ощущают «продаваемость» материала, его востребованность. Кроме того, они, как и все мы, немного ленивы.
Не могу не вспомнить классический случай из жизни великих: однажды Оскар Уайльд пришел к издателю, которому незадолго до того отдал рукопись своей очередной пьесы. Издатель оказался в восторге, но попросил автора в некоторых местах внести правки.
«А кто я, собственно, такой, чтобы править шедевр?» - воскликнул Уайльд и ушел.
Работники пресс-служб и СМИ – обычно – скромнее этого прославленного драматурга, романиста, сказочника и весьма эпатажного человека. Поэтому мы более терпимо относимся к процессу внесения правок. Но стремиться к созданию очень хороших текстов нам тоже не возбраняется!
Вот, и все на сегодня. Напоследок - традиционные два вопроса к Вам, уважаемые подписчики:
1.Имеет ли Ваше руководство четкие представления о действующих СМИ в зоне ответственности Вашей пресс-службы?
2.Готовы ли Вы потратить несколько часов своего нерабочего личного времени (задержаться после работы) на то, чтобы подготовить комментарий или информацию по запросу одного-единственного журналиста?
Комментариев нет:
Отправить комментарий