Фейк и манипуляции в пресс-релизе госоргана или любого иного производителя информации может появиться вследствие одной из двух причин: либо оплошность кого-нибудь из причастных к созданию пресс-релиза (непрофессионализм), либо преднамеренное введение журналиста и аудитории (общественности) в заблуждение.
Вне зависимости от того, что именно стало причиной в конкретном случае,
существуют, как минимум, семь совершенно очевидных признаков, заставляющих
журналиста усомниться в качестве и достоверности предоставленной информации.
Первый признак – патетика, образность, эмоционально окрашенный
текст. За них чаще всего прячут собственный непрофессионализм и желание
прогнуться перед руководителем.
То обстоятельство, что все яркие пассажи, кроме цитат, журналист из
текста выбросит, сотрудником пресс-службы во внимание не принимается.
Второй признак – отсутствие внятного инфоповода. Оно
также может быть свидетельством того, что сотрудник пресс-службы не понимает,
что именно нужно журналистам.
Но зачастую это – повод насторожиться: если человек говорит «ни о чём,
но подробно», то в 90% случаев он пытается манипулировать.
Третий признак выдачи желаемого за действительное –
разговор о планах, а не о результатах. Например, «мы намерены обратиться» - для
журналиста информация совершенно бесполезная.
Четвертый признак – источники информации предельно размыты.
От печально известного «по информации источника, пожелавшего остаться
неназванным» до «как заявляют представители...».
У любой информации есть конкретный источник, в честном пресс-релизе он
должен быть назван.
Пятый признак – неряшливое оформление пресс-релиза,
включая ошибки, опечатки, несогласованность падежей и т.д.
Если же они встречаются в фамилиях спикеров, их должностях, датах и
цифрах, скорее всего, журналиста и общественность водят за нос.
Шестой признак – отправка пресс-релиза в неудобное
время, например, вечером в пятницу.
Да, процесс согласования может затянуться, но за этим временем
отправки может стоять и расчёт на то, что журналист спешит домой, не вчитается
и распространит фейк.
Наконец, седьмой признак – отправка пресс-релиза с незнакомого
адреса или от незнакомого отправителя, который ничем не подтверждает свою
причастность к данному органу власти (компании).
Да, под пресс-релизом не пишется фамилия автора, но пресс-служба –
враг любой анонимности.
В любом случае, наличие хотя бы одного из этих семи признаков в
пресс-релизе должно подтолкнуть журналиста и общественность к тому, чтобы
усилить бдительность и факт-чекинг.
Если же в одном тексте сплелись сразу несколько этих признаков, то за
текстом обычно стоит опытный манипулятор или просто непрофессионал.
Соответственно, всем, кто производит и пытается публиковать в СМИ свои
пресс-релизы, эти семь признаков нужно знать и жечь каленым железом.
Надеюсь, никто из читателей моего блога этими проблемами не страдает?
#прессрелиз, #фейк, #манипуляция, #журналист, #pr
Комментариев нет:
Отправить комментарий