Начиная с древнейших времён, люди очень тщательно выбирали места для своего массового поселения. Во-первых, поблизости обязательно должны были находиться источники воды, даже лучше, если непосредственно рядом с селением протекала река или находилось озеро.
Во-вторых, место для города
должно было обладать естественными географическими преимуществами для его
защиты от любых захватчиков. Наконец, в-третьих, поселение должно было лежать
вблизи от массовых торговых путей, чтобы богатеть и развиваться.
Многие самые древние наши
предки селились в природных пещерах, защищавших их от непогоды, холода, дикие
животных и врагов. Позже человек сам научился строить города и возводить вокруг
них стены. Но все это не мешало отдельным народам соединять умение использовать
имеющийся природный ландшафт и собственные навыки в сфере строительства.
Яркий пример этому – один из
многочисленных, но наиболее хорошо известных и сохранившихся, один из самых
легкодоступных для путешественника пещерных городов Крыма – город Чуфут-Кале.
Как рассказал нам наш
экскурсовод, подобных городов в Крыму насчитывается десятки, если не сотни. Но
большинство из них либо практически полностью разрушены, либо труднодоступны
для посещения.
Город Чуфут-Кале расположен
примерно в 3 километров от Бахчисарая и в километре-полутора от горного Свято-Успенского
мужского монастыря.
Добраться до него можно двумя
путями: либо арендовать в Бахчисарае джип и подняться на красивую площадку
перед Восточными городскими воротами, а потом посмотреть весь город, либо
пройти через монастырь, подняться по хорошо протоптанной тропинке ко входу в
город с западной стороны и сразу начать осматривать его не с «парадного входа»,
а, что называется, непосредственно изнутри. Мы шли именно этим путем.
Еще в лесной чаще, неподалеку
от монастырских стен, тропа уходит чуть вверх и вправо. Это – дорога г кладбищу
жителей города Чуфут-Кале. Но мы решили не осматривать гробницы, а пойти в сам
город, где люди довольно долго жили совсем иначе, чем привычно нам.
Мы спокойно поднимаемся в гору
по достаточно пологой тропинке, любуемся цветами и травами, лежащими впереди
великолепными скалами. У подножия одной из них отчетливо видны углубления в
мягкой породе, совершенно очевидно – рукотворные. Это и есть пещерные
«квартиры» с обвалившейся от времени внешней стеной.
На входе в город Чуфут-Кале
касса устроена прямо перед древними городскими воротами. Посещение стоит совсем
недорого: 200 рублей – взрослый билет, 150 рублей – пенсионный, 100 рублей –
детский (с 16 до 18 лет, более юные проходят бесплатно). Проводятся и экскурсии
для групп от 15 человек.
Если верить историкам, то
первое поселение возникло здесь из-за явных ландшафтных преимуществ в V-VII веках новой эры, и было заселено
гото-аланами, имевшими тесные связи с Византией. К сожалению, строения той
эпохи до наших дней не дошли, но в низине под крепостью археологи обнаружили
некрополь, относящийся к столь давней старине.
Письменная история города
начинается с 1254 года. Тогда он назывался Кырк-Ер (в переводе с
крымско-татарского – Сорок замков). И, действительно, вырубленные в мягкой
скальной породе просторные «одноэтажные» и «двухэтажные» дома, многие из
которых имеют по несколько комнат и подсобных помещений, со стороны очень легко
принять за замки.
Долгое время город,
расположенный практически на вершине скалы (высшая точка – 581 метр над уровнем
моря), два склона которой практически отвесны и неприступны, никем завоеван не
был. Он процветал, т.к. лежал между двумя торговыми путями (по ущельям
Марьям-Дере и Ашлама-Дере) – на дне тех самых отвесных склонов скалы.
Но в 1299 году Кырк-Ер был покорен
ордынским эмиром Ногаем. В XIV
веке здесь было разрешено селиться караимам (религиозная группа, исповедующая
веру, сходную с иудаизмом), и впоследствии (к концу XVII века) они стали основным народом
города. Дело в том, что им только здесь и разрешалось селиться.
Тогда же город получил свое
последнее название – Чуфут-Кале (один из вариантов перевода – «двойная
крепость», другой – «еврейская крепость»). После снятия запрета на расселение,
в конце XIX века, город
оставили последние жители.
В 1437 году здесь была
похоронена дочь хана Тохтамыша (в 1382 году он сжег Москву, но вскоре поднял
меч против своего покровителя Тамерлана, был разбит, и «звезда» его закатилась)
Джанике-ханым, которая, вполне возможно, правила городом порядка 17 последних
лет своей жизни. Ее усыпальница-мавзолей прекрасно сохранилась и доступна для
осмотра.
Взрослые и ребятня, едва пройдя
через узкие городские ворота, разбредаются по немногочисленным улочкам,
перебираясь из одного жилища в другое, веселятся, фотографируются. Место, действительно,
к тому располагает.
Несколько выше от ворот, если
идти по Кенаской улице, расположены несколько надземных, вполне понятных нам
строений. Одно из них – Большая или Соборная кенаса (кераимский храм),
возведенная в XIV веке.
Рядом – Малая кенаса, построенная примерно через 400 лет. Между ними есть
небольшой дворик.
Отдельные «квартиры» впечатляют
своими размерами, благоустроенностью, фигурными окнами. Даже в летний зной в
них прохладно.
Главная улица упирается в еще
одни ворота. Особенно примечательна сама дорога. Понятно, что породы здесь
мягкие. Но какое же количество тяжело груженых телег с деревянными колесами
должно было здесь проехать, чтобы оставить на ней – в камне! – столь глубокие
колеи?
Место – потрясающее. Рекомендую
здесь побывать.
#чуфуткале, #крым, #бахчисарай, #путешествия, #пещерныйгород
Комментариев нет:
Отправить комментарий