(окончание интервью; начало – здесь)
- Может ли журналист избежать в своей работе создание фейков и каким
образом?
- Разумеется, может. И для этого нет никакой нужды придумывать
«велосипед». Есть информационные стандарты качественных СМИ, в которых прямо
говорится примерно следующее.
Факт, который пригоден для публикации, - это информация,
подтвержденная, как минимум, тремя не зависящими друг от друга источниками.
Например, какое-то агентство недвижимости или какая-то
компания-застройщик говорит о том, что за последний месяц резко выросли цены на
жилье в определенном сегменте.
Скажем, однокомнатные квартиры в новостройках подорожали на 15% за 2
месяца, а двухкомнатные – на 10%. Обосновывается это, к примеру, удорожанием
стройматериалов.
Журналист связывается с прямым конкурентом (лучше – с несколькими)
источника информации и запрашивает его экспертное мнение по данному вопросу.
Тот подтверждает сам факт роста цен и говорит о тех же 15% и 10%, но
выдвигает свою причину данного явления.
Наконец, журналист связывается с независимым экспертом рынка –
аналитиком, представителем Росстата или Минстроя региона и т.д., также просит
комментария.
Если и здесь сам факт роста цен подтвержден, то информация становится
фактом, достойным публикации.
А текст самой публикации будет состоять именно из этих экспертных
мнений, без каких-либо оценок со стороны журналиста.
Конечно, выполнение этой работы (факт-чекинг) требует от журналиста
гораздо больше работы, знаний, навыков, чем просто сесть и написать материал по
принципу «одна бабушка сказала» и выдать его в массы.
- Почему люди верят фейкам, постправде и дезинформации?
- Немного выше мы уже называли одну из причин – извечная тяга человека
к загадкам, тайнам и их раскрытию.
Вторая причина кроется в нашей недавней истории.
В советское, да и в постсоветское время представители публичной власти
очень часто врали или выдавали желаемое за действительное, доверие к
официальным источникам информации было невысоким.
Сейчас, к счастью, оно растет, но «сомневающихся» довольно много.
Третья причина – отсутствие у большинства обычных граждан навыка
профессиональной фильтрации информации, профессионального анализа правдивости
информации и достоверности ее источников.
С этим предстоит колоссальная работа на уровне государства, общества,
профессиональных журналистских сообществ.
- Какие «правила безопасности» работы с информацией Вы вырабатывали
для себя?
- Первое – источник информации. Он должен быть мне хорошо известен, я
должен ему всецело доверять.
Если источник к данной категории не относится, то я ищу другие
источники для подтверждения или опровержения поступившей информации по
описанному выше правилу.
Опять же, если в пришедшем мне сообщении или в полученной новости один
источник информации – доверие минимально, если их несколько, и все они
авторитетные, то доверие существенно выше.
Второе – сама информация. Если в ней присутствует эмоционально
окрашенная лексика, слова-маячки типа «сенсация», то для меня это сигнал, что
мною пытаются манипулировать, стремятся ввести в заблуждение.
Обычно это еще сопровождается какими-то временными рамками, например,
«срочная новость».
Третье правило относится уже к трансляции информации от меня. Если я
узнал какую-то новость и намерен ею с кем-либо поделиться, я должен сначала
проверить ее достоверность (чего большинство наших сограждан не делает).
- Как читателю обезопасить себя от фейковой информации?
- Какой бы эмоционально насыщенной не была полученная вами информация,
оценивайте ее достоверность не только «сердцем», но и разумом, отключайте
эмоции, задавайте себе вопрос: а не пытаются ли меня надуть?
Берите на вооружение те правила, которые я использую в своих работе и
жизни. Они проверены десятилетиями и не только мною, но и тысячами
профессионалов отрасли профессиональной работы с информацией.
Наконец, не распространяйте в публичное пространство информацию, за
которую не готовы – в буквальном смысле слова – жизнь отдать.
Не только в уголовном судопроизводстве, но и в обыденной жизни
действует давно устоявшееся правило: «Любое сказанное вами слово может быть
обращено против вас».
Что скажете, коллеги?
#правда, #фактчекинг, #фейк, #постправда, #сми, #коммуникации
Комментариев нет:
Отправить комментарий