Практика коммуникаций
Дал сегодня вот такое интервью.
На вопросы студентки УрФУ Екатерины Арзамарцевой о достоверной и
недостоверной информации ответил медиаэксперт, доцент-практик, автор серии книг
о PR, член РАСО и «Союза журналистов России» Алексей Гриценко.
- Как Вы понимаете термин «постправда»?
- Постправда – это манипулятивный инструмент пропаганды, главным
отличием которого является произвольная, необъективная трактовка реальных
фактов в угоду той или иной теории, идеологии, пропагандистской цели.
Достаточно яркой иллюстрацией данного термина выступает реплика
баронессы Якобины фон Мюнхгаузен из бессмертного фильма Марка Захарова «Тот
самый Мюнхгаузен»: «Правда – это то, что в данный момент считается правдой.
Правды вообще не бывает».
На самом деле, она бывает, но ее нужно уметь искать.
Примеров подобного явления в отечественной и мировой истории
предостаточно, хотя сам термин появился относительно недавно.
Постправда активно используется во время современной информационной
войны.
- Как Вы для себя трактуете понятие «фейк»?
- Фейк – это непроверенная, искажённая, чаще всего, заведомо лживая
информация, которая на начальном этапе распространяется в массы целенаправленно
(вброс), а затем получает неосознанное вирусное распространение по всем каналам
массовой коммуникации.
Источником фейка, в частности, может быть журналист низкой квалификации,
который не уделяет должного внимания проверке всех фактов, предназначенных для
публикации в СМИ.
Инициаторами фейков также могут выступать политтехнологи, политические
и общественные деятели, любые медийные персоны, а также обыкновенные граждане.
Между постправдой и фейком есть существенное отличие. В основе
постправды всегда лежит реальное событие, которое трактуется и освещается
произвольно, искаженно. Факт реален, а его интерпретация нет.
Фейк может вообще не иметь под собой никакой реальной основы (небылица,
фантазия), либо это основа является целенаправленной постановкой. Факта нет, а
интерпретации – хоть отбавляй.
Например, чествование пособника фашистов в парламенте Канады в
качестве героя – это, на мой взгляд, постправда.
А мнимое вмешательство России в президентские выборы 2016 года в США
или якобы имевший место расстрел мирных граждан в Буче – чистый фейк.
Есть, кстати, еще одно негативное явление, получившее широкое
распространение в современных СМИ. Это так называемый кликбейт, характерный для
«массовых» СМИ или, еще в большей степени, для «желтой» прессы. Заключается он
в следующем.
Информация в публикации дается верная, проверенная, но заголовок
делается заведомо скандальным, иногда даже лживым, чтобы привлечь к себе
максимальное внимание, вызвать максимум кликов.
- С чем связано массовое появление фейковых новостей сегодня?
- Во-первых, весь мир в последние десятилетия находится в состоянии
активной информационной войны, чему способствует повсеместное распространение
Интернет.
Во-вторых, людей во все времена тянуло к разнообразным тайнам, скрытым
смыслам и их разоблачению. С другой стороны, обладатель «тайных знаний» всегда
получал общественное признание, хоть и не всегда долговременное.
В-третьих, количество СМИ в России (и в мире) сегодня запредельно
(неоправданно) велико. Открыть свое СМИ (или его уменьшенную модель – аккаунт в
соцсети, блог, канал в мессенджере) может каждый – торжество «свободы слова».
Но далеко не каждый, у кого есть канал массовой коммуникации, является
профессионалом в сфере добычи, обработки, упаковки и распространения
информации, проще говоря, профессиональным журналистом.
Не всякий готов ответственно подходить к произносимым словам,
предназначенным для массового распространения. И многие говорят ради разговора,
а не ради пользы обществу, треплются.
Кстати, именно поэтому (отсутствие профессиональной ответственности)
«Союз журналистов России» недавно решил, что не будет принимать в свои ряды
блогеров даже с большим количеством подписчиков.
Наконец, у множества современных СМИ нет полноценной профессиональной
редакции, нет или практически нет собственных первоисточников информации.
Они, как нейросети, берут уже опубликованную кем-либо информацию и
переписывают ее от своего имени, под себя.
А как захватить внимание читателя (слушателя, телезрителя)? Чем
выделиться? Только формой подачи на грани приличий, на грани фола.
Отсюда и возникает необходимость кликбейта, иногда перетекающего в
фейки и постправду.
Что скажете, коллеги?
Комментариев нет:
Отправить комментарий