Личный сайт автора

Личный сайт автора - https://alexeygricenko.ru/

вторник, 28 ноября 2023 г.

Правды вообще не бывает? Бывает, но ее нужно уметь искать-1


 Практика коммуникаций


Дал сегодня вот такое интервью.


На вопросы студентки УрФУ Екатерины Арзамарцевой о достоверной и недостоверной информации ответил медиаэксперт, доцент-практик, автор серии книг о PR, член РАСО и «Союза журналистов России» Алексей Гриценко.


- Как Вы понимаете термин «постправда»?

- Постправда – это манипулятивный инструмент пропаганды, главным отличием которого является произвольная, необъективная трактовка реальных фактов в угоду той или иной теории, идеологии, пропагандистской цели.

Достаточно яркой иллюстрацией данного термина выступает реплика баронессы Якобины фон Мюнхгаузен из бессмертного фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»: «Правда – это то, что в данный момент считается правдой. Правды вообще не бывает».

На самом деле, она бывает, но ее нужно уметь искать.

Примеров подобного явления в отечественной и мировой истории предостаточно, хотя сам термин появился относительно недавно.

Постправда активно используется во время современной информационной войны.

- Как Вы для себя трактуете понятие «фейк»?

- Фейк – это непроверенная, искажённая, чаще всего, заведомо лживая информация, которая на начальном этапе распространяется в массы целенаправленно (вброс), а затем получает неосознанное вирусное распространение по всем каналам массовой коммуникации.

Источником фейка, в частности, может быть журналист низкой квалификации, который не уделяет должного внимания проверке всех фактов, предназначенных для публикации в СМИ.

Инициаторами фейков также могут выступать политтехнологи, политические и общественные деятели, любые медийные персоны, а также обыкновенные граждане.

Между постправдой и фейком есть существенное отличие. В основе постправды всегда лежит реальное событие, которое трактуется и освещается произвольно, искаженно. Факт реален, а его интерпретация нет.

Фейк может вообще не иметь под собой никакой реальной основы (небылица, фантазия), либо это основа является целенаправленной постановкой. Факта нет, а интерпретации – хоть отбавляй.

Например, чествование пособника фашистов в парламенте Канады в качестве героя – это, на мой взгляд, постправда.

А мнимое вмешательство России в президентские выборы 2016 года в США или якобы имевший место расстрел мирных граждан в Буче – чистый фейк.

Есть, кстати, еще одно негативное явление, получившее широкое распространение в современных СМИ. Это так называемый кликбейт, характерный для «массовых» СМИ или, еще в большей степени, для «желтой» прессы. Заключается он в следующем.

Информация в публикации дается верная, проверенная, но заголовок делается заведомо скандальным, иногда даже лживым, чтобы привлечь к себе максимальное внимание, вызвать максимум кликов.

- С чем связано массовое появление фейковых новостей сегодня?

- Во-первых, весь мир в последние десятилетия находится в состоянии активной информационной войны, чему способствует повсеместное распространение Интернет.

Во-вторых, людей во все времена тянуло к разнообразным тайнам, скрытым смыслам и их разоблачению. С другой стороны, обладатель «тайных знаний» всегда получал общественное признание, хоть и не всегда долговременное.

В-третьих, количество СМИ в России (и в мире) сегодня запредельно (неоправданно) велико. Открыть свое СМИ (или его уменьшенную модель – аккаунт в соцсети, блог, канал в мессенджере) может каждый – торжество «свободы слова».

Но далеко не каждый, у кого есть канал массовой коммуникации, является профессионалом в сфере добычи, обработки, упаковки и распространения информации, проще говоря, профессиональным журналистом.

Не всякий готов ответственно подходить к произносимым словам, предназначенным для массового распространения. И многие говорят ради разговора, а не ради пользы обществу, треплются.

Кстати, именно поэтому (отсутствие профессиональной ответственности) «Союз журналистов России» недавно решил, что не будет принимать в свои ряды блогеров даже с большим количеством подписчиков.

Наконец, у множества современных СМИ нет полноценной профессиональной редакции, нет или практически нет собственных первоисточников информации.

Они, как нейросети, берут уже опубликованную кем-либо информацию и переписывают ее от своего имени, под себя.

А как захватить внимание читателя (слушателя, телезрителя)? Чем выделиться? Только формой подачи на грани приличий, на грани фола.

Отсюда и возникает необходимость кликбейта, иногда перетекающего в фейки и постправду.

Что скажете, коллеги?

#правда, #фактчекинг, #фейк, #постправда, #кликбейт, #сми, #коммуникации

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы