Личный сайт автора

Личный сайт автора - https://alexeygricenko.ru/

четверг, 29 декабря 2016 г.

Профилактика правонарушений на Дону — задача комплексная

В декабре 2016 г. донской парламент принял областной закон о профилактике правонарушений, который расширяет на региональном уровне меры профилактического воздействия, определенные в федеральном законе. Об особенностях этой работы на Дону – наше интервью с председателем профильного комитета ЗС РО Ириной Рукавишниковой.




Особенности закона:

- Ирина Валерьевна, что принципиально нового в сфере профилактики правонарушений предусматривает федеральный закон?

- Федеральный и — соответственно — областной закон о профилактике правонарушений имеет три ключевых особенности. Во-первых, следует отметить, что в общественном сознании профилактика правонарушений, в основном ассоциируется с деятельностью правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, следственных органов). Причем, в отношении определенного круга граждан – либо уже нарушивших закон, либо склонных к его нарушению. Это – так называемая – профилактика криминогенности.

Вместе с тем, правовая профилактика сама по себе имеет более широкий спектр применения. Это, в том числе, и профилактика виктимности – то есть та деятельность, которая направлена на повышение защищенности от правонарушений и преступлений всего общества, либо его отдельных, особо уязвимых социальных и возрастных групп. Например, детей, пожилых людей.

Очень важно разъяснять гражданам, как им самим правильно действовать в той или иной потенциально опасной ситуации, как не стать жертвой мошенников (а мошеннических схем в современном обществе тысячи), как случайно не попасть под влияние преступников, не впутаться в коррупционные сети. А в критическом случае – куда обратиться за правовой, социальной, психологической помощью.

Теперь сфера профилактики правонарушений рассматривается многогранно. Это не только деятельность уполномоченных правоохранительных органов, а работа всего гражданского общества. Работа в таких сферах, как правовое просвещение и правовое информирование, социальная адаптация, социальная реабилитация, ресоциализация.

Сегодня к профилактике правонарушений относится и работа общественных объединений, которые осуществляют правовое просвещение, реализуют программы социальной адаптации и реабилитации. Это и деятельность отдельных граждан, которые участвуют в охране общественного порядка на добровольных началах. И развитие системы квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой на бесплатной основе.


Во-вторых, меры профилактики должны обеспечивать соблюдение законодательства во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому отдельно можно вести речь и о профилактике нарушений, например, в сфере налогового, трудового и антикоррупционного законодательства, санитарных, строительных правил и норм, правил дорожного движения и многих других.

И здесь, безусловно, важнейшую роль среди всех предложенных законом форм профилактики имеет правовое просвещение и правовое информирование общества.

Кроме того, косвенно к профилактическим мерам, мы, безусловно, относим, и меры по благоустройству городов и поселков, и организацию зон досуговой занятости для различных возрастных групп населения, и многие другие мероприятия социально-экономического характера, поскольку от качества жизни людей во многом зависит уровень криминогенности общества.

В-третьих, в связи с многообразием сфер и форм профилактики принятый Донским парламентом Областной закон «О профилактике правонарушений на территории Ростовской области» включает в круг субъектов профилактики большой перечень региональных органов исполнительной власти, действующих в сферах труда и социального развития, здравоохранения, культуры, спорта, молодежной политики, занятости населения и других.

Этим законом профилактика правонарушений в регионе выведена на новый уровень. Теперь – это скоординированная работа Правительства Ростовской области, Законодательного Собрания, областных органов исполнительной власти (минтруда, минздрава, минспорта, минкультуры, службы занятости населения и других).

Роль общественности:

- А какие дополнительные мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, определяет региональный закон?

- Прежде всего, это развитие бесплатной юридической помощи, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на профилактику. Помимо этого, закон имеет уникальную, донскую окраску. Это — казачество.

Например, в числе дополнительных мер профилактики закреплена возможность стимулирования участия членов казачьих обществ в охране общественного порядка на территории Ростовской области. Ведь казачьи общественные организации являются не только визитной карточкой Донского региона, но и мощным институтом гражданского общества.

Но здесь нужно внести ясность в один интересный вопрос: казачья дружина и народная дружина — по действующему законодательству — вещи совершенно разные. Охранять общественный порядок совместно с правоохранительными структурами имеют право народные дружины (в их состав, разумеется, могут входить и казаки).

На сегодняшний день народные дружины созданы во всех городских округах и муниципальных районах, их насчитывается 442 с общей численностью – 7632 человека. И только 47 из этих дружин (общая численность — 1606 человек) создано из числа членов казачьих обществ. Лидерами по количеству граждан, входящих в состав дружин, являются: город Ростов-на-Дону – 605, город Новочеркасск – 662, Сальский район – 592.

Недостаточная численность народных дружинников продолжает сохраняться, как в городских округах, так и поселениях, при том, что уровень преступности в некоторых территориях выше среднего по Ростовской области. Учитывая это, участие жителей Ростовской области в охране общественного порядка было бы особенно актуальным и востребованным.

Конечно, в Ростовской области, исконно казачьем регионе, хотелось бы видеть большую активность казаков в плане вступления в народные дружины и деятельного участия в охране общественного порядка. Тем более, что положительные примеры налицо — там, где казаки составляют ядро народной дружины, криминогенная обстановка спокойнее.

Для справки, с участием народных дружинников за 11 месяцев 2016 года раскрыто более 600 преступлений, выявлено более 10000 административных правонарушений. По результатам работы поощрено более 800 дружинников, что составляет 9,2% от общего количества граждан, входящих в состав народных дружин.

О наших участковых:

- Вы отметили, что новый областной закон должен решить задачу повышения защищенности населения. И здесь, по-прежнему, основную ответственность в обеспечении безопасности и правопорядка граждан несут органы полиции. Первичное и базовое звено в этом вопросе участковый?

- В теории – да, но на практике далеко не всегда именно так. Все мы знаем, что в ходе реформирования системы МВД России, начиная с 2011 года, штатная численность службы участковых уполномоченных полиции (УУП) Ростовской области сокращена с 1590 единиц до 1341, а именно на 249 должностей. В среднем нагрузка на каждого участкового уполномоченного полиции, в соответствии с установленными требованиями, должна быть не более 2,8 тыс. человек. На сегодняшний день на каждого УПП на Дону приходится более 3,2 тыс. человек.

Разумеется, среди участковых есть прекрасные профессионалы, которые с честью выполняют свою работу, получают поощрения и ведомственные или государственные награды. Есть «середнячки». Есть те, кто сами преступают закон или служебные ограничения – с ними МВД без жалости расстается.

Для того, чтобы лучше понимать, как обстоят дела на местах, что именно можно и нужно улучшить во взаимодействии участковых с населением, Законодательное Собрание объявило опрос жителей региона. Он стартовал 1 декабря, завершится 1 февраля, а вся полученная в его ходе информация будет обобщена и передана для принятия мер начальнику ГУ МВД России по Ростовской области во время его ежегодного отчета перед донским парламентом. Определенные выводы делать можно и по уже полученным нами данным, но все желающие еще могут поучаствовать в опросе и высказать свои рекомендации.

О профилактике наркомании:

- И завершающий вопрос, Ирина Валерьевна. Наркоманы – постоянный источник правонарушений, а число их год от года растет. Что планируется делать для улучшения ситуации в регионе по данной проблеме?

- Учитывая то, что, по мнению медиков, наркомания является тяжелой болезнью, особое внимание должно быть направлено на ее предотвращение. Т.е. на первичную профилактику наркопотребления, антинаркотическую пропаганду среди молодежи.

Наркомания представляет собой социальный недуг, и, по утверждению специалистов, в большинстве случаев, побудительный мотив в первый раз попробовать наркотики возникает из-за психологического дискомфорта подростка. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не только осознавали серьезность последствий невнимательного отношения к ребенку, вовремя могли распознать признаки надвигающейся беды, но и – самое главное – обладали навыками грамотного поведения в кризисных ситуациях.

А «зоны роста» в этом вопросе достаточно широки. И, в первую очередь, необходимо увеличивать количество просветительских мероприятий, ориентированных на лиц, непосредственно связанных с несовершеннолетними – родителей, воспитателей дошкольных организаций, педагогов образовательных учреждений.

В частности, некоторое время назад депутаты Законодательного Собрания обратились в министерство образования Ростовской области со следующим предложением. Школьных психологов необходимо сориентировать на профилактическую работу не только с учащимися, но и с их родителями. Причем, начиная с первого класса. Чтобы при наступлении «переходного возраста» или любой трудной ситуации в семье родители могли преодолеть отчуждение ребенка, предотвратить его попытки найти мнимую поддержку на стороне и при помощи алкоголя или наркотиков.

Министр образования области Л.В. Балина своим письмом уведомила депутатский корпус, что наши предложения нашли поддержку, и в 2017 г. подобные мероприятия на территории области начнут проводиться.

Беседовал Алексей Гриценко

Справка:
Депутат Законодательного Собрания Ростовской области V созыва Рукавишникова, Ирина Валерьевна. Доктор юридических наук, профессор. Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области — председатель комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку. Избрана в составе списка кандидатов, выдвинутого Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», член фракции «Единая Россия».
Инициатор ряда областных законов, в частности: «О бесплатной юридической помощи в Ростовской области», «О гражданской инициативе в Ростовской области», «О внесении изменений в Областной закон «О мировых судьях в Ростовской области» и др.
Член Общественной палаты Ростовской области. Председатель Ростовского Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»
Персональный сайт депутата - http://rukavishnikova.ru/. Контакты: http://rukavishnikova.ru/index.php/obratnaya-svyaz (форма обратной связи); рабочий телефон: 8-863-240-33-06, e-mail: sde19@yandex.ru.

#Ирина_Рукавишникова, #участковый, #профилактика_правонарушений, #на_Дону, #опрос

Публикация на сайте И.В.Рукавишниковой: http://rukavishnikova.ru/index.php/8-glavnaya/194-profilaktika-pravonarushenij-na-donu-zadacha-kompleksnaya


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы