Практически все стратегически нацеленные, т.е. долгосрочные и
перспективные бизнесы с большими и обоснованными амбициями, а также люди,
пришедшие в госсектор или в политику всерьез и надолго, рано или поздно
приходят к необходимости реализации крупных общественно значимых проектов.
Эти проекты могут вызвать как
бурную поддержку со стороны общественности и СМИ, так и активное
противодействие, иногда то и другое одновременно.
Многим этот процесс или
конкретная реакция общественности и СМИ на объявленный проект кажется стихийным
и неуправляемым. В этом и кроется очередная управленческая ловушка.
Конечно, форс-мажорные
обстоятельства возможны всегда, но при должной подготовке проекта реакцию на
него со стороны общественности и СМИ можно просчитать с вероятностью до 99%.
В развитых европейских странах,
а также США уже давно устоялась практика, предполагающая, что любой серьезный
бизнес-проект, например, строительство завода с самого начала просчитывается с
учетом потенциальных мнений населения и СМИ.
Если есть вероятность, что
проект может натолкнуться на сколько-нибудь серьезное сопротивление со стороны
общественности и журналистов, задолго до официального объявления о старте
проекта начинается публичная работа с конкретными целевыми аудиториями, от
которых исходит потенциальный риск.
И только когда фундамент для
успешной реализации проекта в общественном сознании прочно сформирован, когда
уже есть общественный запрос на появление подобного завода или иного объекта со
стороны публично активных групп населения, объявляется, что такой проект уже
существует, и он воспринимается положительно или нейтрально.
В России культура работы с
населением и СМИ при реализации общественно значимых проектов сформирована
крайне слабо.
Чаще всего бизнес или орган
власти информирует население о каком-либо принятом решении, население и
журналисты начинают справедливо возмущаться, что их мнения на этот счет никто
не спросил, и все это может привести к закрытию проекта.
Случаются и другие ситуации, на
первый взгляд, более мягкие, когда публичные слушания по тому или иному проекту
проводятся формально и кулуарно, без должного оповещения широкой общественности
и СМИ.
На слушания приглашается группа
людей, безразличных или изначально лояльных к данному проекту, они его
поддерживают, формальности кажутся соблюденными, но вынужденная огласка
приводит к тем же самым последствиям, что описаны выше.
Приведу пару примеров для
наглядности, чтобы проиллюстрировать данную ловушку.
Первый пример — прямо на
территории небольшого городского сквера в городе-миллионнике методом точечной
застройки решили построить многоквартирный дом.
С администрацией города вопрос
проработан досконально, получено даже разрешение на строительство.
Но как только потенциальная
стройплощадка была огорожена соответствующим забором и начался подвоз
материалов и техники, население и СМИ взбунтовались.
Итог печален — стройку пришлось
свернуть, все понесенные бизнесом затраты на проектирование объекта и т. д.
плавно перекочевали в убытки.
Добиться их компенсации даже
через арбитражный суд не удалось.
Схожий пример — попытка
построить в том же городе, на его густонаселенной окраине, завод по переработке
мусора.
Инициатор проекта договорился с
органом власти, но не удосужился проработать потенциальные риски проекта и в
результате натолкнулся на яростное сопротивление многочисленных жителей и СМИ.
Кроме того, объект планировалось
разместить в зоне интересов военных, которые также выступили против
строительства данного завода.
Власти региона предложили
застройщику еще две площадки под реализацию проекта, но и там ситуация
повторилось, как под копирку.
Иск о возмещении убытков к
властям застройщик подал, но решение по данному спору до сих пор не принято,
затраты понесены колоссальные.
Таким образом, гораздо выгоднее
и эффективнее перенять зарубежный опыт реализации сложных общественно-значимых
проектов и начинать работу с населением и СМИ задолго до официального
объявления старта проекта.
Разумеется, подобный подход
может быть реализован только руководством компании либо менеджером проекта
(руководителем проектной команды).
#prсопровождение, #реальныйpr, #prбезбюджета, #информационноесопровождение,
#бизнеспроект
(фрагмент моей книги «Реальный
PR без бюджета в России», ее главной части «Босс и пиарщик – 100 ловушек»)
Ссылка на книгу - https://ridero.ru/books/realnyi_pr_bez_byudzheta_v_rossii/
Комментариев нет:
Отправить комментарий