Тенденции на рынке PR-услуг сейчас весьма разнонаправлены, как и на любом довольно молодом рынке.
Основная,
на мой взгляд, проблема, которая мешает рынку четко сегментироваться и динамично
развиваться, лежит в плоскости понимания сути PR собственниками бизнесов и
ТОП-менеджерами компаний. Наиболее распространенное понимание сводится примерно
к следующему: «PR - это та же реклама, но бесплатно». Это в корне неверно.
Реклама
как инструмент продаж может быть «одноразовой», т.е. точечной, нацеленной на
реализацию определенной партии того или иного товара, проведение акции и т.д.
Реклама имеет право если не откровенно приврать, то приукрасить
действительность, выдать желаемое за действительное и т.д. PR как инструмент
репутации всего этого делать себе позволить не может.
Связи
с общественностью - явление долгосрочное и для многих собственников бизнеса или
управленцев не совсем понятное. Если в любом виде рекламы можно легко посчитать
стоимость привлечения 1 клиента и сделать вывод о рентабельности или не
рентабельности того или иного рекламного канала, то с PR все несколько сложнее.
Оптимальный
вариант для понимания PR - его рассмотрение с точки зрения проектной
деятельности. Тогда, в зависимости от целей проекта (повышение лояльности ЦА к
бренду, продукту, услуге, либо повышение их узнаваемости, либо привлечение
новых ресурсов - инвесторов, работников, партнеров и т.д.), по завершении
проекта можно дать ответ, насколько каждая из них достигнута, как это сказалось
на прибыли, и тогда оценить эффективность.
Очень
немногие собственники бизнеса или ТОП-менеджеры компаний понимают и принимают
эту модель, а также готовы вкладывать в связи с общественностью пусть
небольшие, но «длинные» деньги. Поэтому спрос на качественные и полноценные
PR-услуги в чистом виде сравнительно невелик, отсюда же растут корни наделения
пиарщиков разнообразным не свойственным им функционалом.
Как
руководитель пресс-службы на аутсорсинге со стажем работы 5 лет могу отметить,
что определенные подвижки на рынке есть. Год-два назад наибольшим спросом
пользовались достаточно краткосрочные проекты - анонсирование и освещение того
или иного мероприятия, разовые акции и т.д.
Сегодня
в Ростове-на-Дону чаще востребовано комплексное или пакетное PR-сопровождение
на долгосрочной или постоянной основе. В то же время, снизилось практически до
нуля количество запросов по грамотному выводу компаний из состояния
репутационной (информационной) войны, которых было достаточно много в 2013-2014
гг.
В
структуре востребованных PR-услуг есть еще некоторые изменения. Все меньший
интерес у клиентов вызывает распространение информации через «релизоприемники»
(оно рентабельно, когда компания и ее сайт молоды, им требуется массированное
продвижение, но подобные компании крайне редко имеют средства, чтобы
вкладываться в репутацию). А интерес к организации значимых информационных
поводов с последующим попаданием в СМИ - растет.
Среди
самых действенных инструментов привлечения клиентов на первое место поставлю
собственную репутацию PR-агентства (чтобы не получилось по поговорке про
сапожника без сапог). А она строится только на успешно реализованных
PR-проектах. Дальше включаются и рекомендации довольных клиентов своим
знакомым, и отзывы, и кейсы.
Второй
инструмент - наработка экспертности руководителей и сотрудников PR-агентства.
Третий - собственные (возможно - совместные) акции или мероприятия. Четвертый -
реклама своих услуг.
Руководитель
«Мастерской пресс-релизов» Алексей Гриценко
Подобные публикации: «В Ростове
пропиарили PR», «Алексей
Гриценко – Конференции не дают остановиться в развитии», «Медийщики
находят точки соприкосновения»
#pr, #prуслуги, #рынокpr, #посекрету,
#алексейгриценко
Комментариев нет:
Отправить комментарий