Вариантов грамотной и результативной работы с каверзными вопросами журналистов существует несколько. Они достаточно просты, применимы, понятны.
Первый
и самый оптимальный – заранее просчитать все потенциальные неудобные вопросы,
исходя из прогноза тех журналистов, которые могут прийти на брифинг,
пресс-конференцию и т.д. Соответственно, руководитель еще до встречи с
журналистами должен быть готов легко и непринужденно ответить на любой из них.
К
примеру, в моей практике была ситуация, когда группа предпринимателей решила
сместить руководителя региональной общественной организации, шла волна
публикаций негативного характера в его адрес. Помимо волны конструктивных и позитивных
публикаций о руководителе, а также абсолютно нейтральных пресс-релизов о
ситуации в организации, мы решили провести пресс-конференцию и дать ответ из
первоисточника по всем вопросам.
Разумеется,
мы понимали, что на пресс-конференцию придут как наши оппоненты, так и аффилированные
с ними журналисты. Проработка с руководителем всех возможных каверзных вопросов
продолжалась шесть часов, но на пресс-конференции он выглядел блестяще. И это –
несмотря на дефекты речи!
Другой
кейс – публичные дебаты руководителей двух фракций регионального парламента.
Пресс-служба нашего руководителя, включая меня, три дня работала над просчетом
неудобных вопросов и подготовкой ответов на них. Эффект оказался ошеломляющим
даже для нашего оппонента.
Чтобы
получить подобный результат, пресс-секретарь (руководитель пресс-службы) должен
быть не «мальчиком» или «девочкой» на побегушках, а человеком, хорошо знающим
рынок, законы, данный конкретный бизнес со всеми его проблемами, а также
постоянно находящимся в информационном потоке. Кроме того, руководитель должен
ему доверять на 100%. Отсутствие любого из этих компонентов может привести к
провалу и к неловкому «бэканью» руководителя перед журналистами.
В
тех бизнесах, где подобного пресс-секретаря (или вообще пиарщика) нет, подобная
работа перед любым выходом к прессе должна проводиться с кругом заместителей по
всем направлениям. Причем, заместители должны дать не только позитивные цифры и
тренды, но и – в первую очередь – то, о чем журналист может спросить с
издевкой, мол, «а мы про Вас накопали». Про позитив руководитель, плотно
находящийся в бизнесе, всегда сам расскажет легко.
Второй
путь – грамотный уход от ответа. При создании полного ощущения у журналистов,
что полноценный ответ дан. Журналистское образование и журналистская практика в
последние десятилетия изрядно утратили то, что называется «цепкостью». И
журналисту (особенно – регионального или местного уровня) вовсе не всегда
обязательно получить исчерпывающий ответ на заданный им вопрос.
Цель
вопроса может быть любой – вплоть до желания самовыразиться и смутить или
«срезать» спикера. В подобных случаях как автор вопроса, так и другие
присутствующие журналисты вполне могут удовольствоваться ярким образом,
красивой, броской фразой.
На
одной из пресс-конференций я задал председателю комитета Госдумы не совсем
удобный для него вопрос. Он обаятельно и мило посмотрел на меня, а потом
произнес: «Алексей, ну, Вы же знаете, что все умение вести пресс-конференцию
состоит в том, чтобы ответить на те вопросы, которые тебе никто не задавал, и
не отвечать на те, которые тебе действительно задали!» Коллеги аплодировали.
Третий
путь – отсрочка ответа – подходит только в том случае, если автор вопроса
требует привести какие-то данные (а еще лучше – цифры) по каким-либо проблемам,
напрямую не связанным с заявленной темой встречи. Здесь уместно попросить
электронный адрес корреспондента, обговорить дедлайн, когда будет прислан
ответ. И, разумеется, срок этот должен быть соблюден, а обещание выполнено.
Но,
повторюсь, оптимальный путь – четкая предварительная подготовка. Она позволяет
руководителю не только сохранить лицо перед неудобным вопросом, но и добиться
успеха.
Руководитель
«Мастерской пресс-релизов» Алексей Гриценко
Подобные публикации: «Отзывы о
«Мастерской пресс-релизов» - 2015», «Пресс-релизы
студентов, написанные 7 мая 2015 г. за 15 минут», «Отзывы о
Мастерской пресс-релизов - 2014»
#мастерскаяпрессрелизов, #алексейгриценко, #неприятныйвопрос,
#бизнес, #каверзныйвопрос, #pr, #вопросжурналиста,
#эффективность, #сми
Комментариев нет:
Отправить комментарий