В юности я Лермонтовым «болел». Почти «карманный» вариант «Героя нашего времени» с расставленными ударениями для немцев, изучающих русский язык, и чудесными иллюстрациями был у меня всегда под рукою.
Совершенно не удивлюсь, если
тот томик Лермонтова, что всегда находится в спальне действующего Президента
России, содержит не только лучшие стихотворения так мало прожившего гения, но и
этот бессмертный роман.
Конечно, оказавшись в
Пятигорске, не пройтись по Лермонтовским местам практически невозможно.
Одно из них – место последней
дуэли поэта.
Далеко не все знают, что оно –
достаточно условно. В те трагические июльские дни 1841 года, когда Мишель был
убит, его друзья и почитатели, сослуживцы и современники были заняты другими
вопросами.
Секундантов Алексея Столыпина-Монго,
Сергея Трубецкого, Александра Васильчикова и Михаила Глебова, а также виновника
смерти поэта Николая Мартынова гораздо больше беспокоили проблемы максимально
возможного ухода от ответственности.
В официальных документах значились только последние двое из четверых секундантов, у обоих имелись веские причины для помилования (боевые заслуги, ранение). Причем, лермонтоведы до сих пор не могут установить, кто именно чьим секундантом был в тот день.
Более того, после дуэли
разразилась такая гроза, что все ее участники отправились прятаться, а тело
Лермонтова просто бросили на месте гибели, и только через несколько часов его забрали
слуги. Настоящие друзья!
Само место смерти поэта никто
не позаботился не то, чтобы увековечить, но и даже просто отметить хотя бы
каким-то валуном с памятным знаком. Не до того всем было…
Да, и масштаба личности прапорщика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, его значения для последующей русской культуры никто из окружения поэта тогда не осознавал.
Большинство в нем видело «очень
неприятного человека», а император Николай I, получив известие о его гибели, по одним источникам, сказал, - «туда
ему и дорога», по другим, - «собаке – собачья смерть».
Между тем, спустя десятилетия,
другой русский классик Лев Толстой напишет: «Если бы этот мальчик остался жить,
не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Только в 1901 году, к 60-летию со дня гибели поэта, общественность решает установить на месте дуэли памятник, на изготовление и установку которого ушло около года. Он просуществовал всего 5 лет, сильно обветшал, и его разобрали.
Понятно, что место для его
установки выбрали, как мы сейчас говорим, по методу случайных чисел, а не в
соответствии с исторической справедливостью.
И лишь в 1915 году, через 101
год после рождения гения, появился тот памятник, который мы видим сейчас. Мягко
скажем, он не замысловат, тумба, сам монумент заостряющейся стелы, бюст и
скромная подпись: «М.Ю. Лермонтовъ. 1814-1841».
Даже тут не обошлось без
конфликта – ограда из конусовидных столбов (сейчас пишут, что в виде пуль, но
во времена Лермонтова пули были круглыми) с четырьмя фигурами грифов, чьи
головы отвернуты на 180 градусов, по углам, не устроила автора памятника
Микешина. Был скандал…
Кстати, точно такой пистолет,
из которого был убит Лермонтов, хранится в Пятигорском краеведческом музее.
В этот мой приезд стою перед памятником, думаю о Мишеле. Рядом голоса. Мужчина и женщина. Примерно моих лет.
Пытаются отсчитать те самые 30
шагов, что изначально были между Лермонтовым и Мартыновым, прояснить, легко ли
было попасть?
Не выдерживаю и пересказываю им
краткую историю этой нелепой и безумной дуэли.
Что дуэльный кодекс был
бессовестно нарушен, и Лермонтов стоял на склоне выше Мартынова…
Что стреляться было положено
между счетом «два» и «три». Но выстрела ни с одной из сторон не последовало…
Что тогда злой гений Лермонтова
Столыпин-Монго, с которым они делили съемный домик в Пятигорске, которому была
посвящена поэма «Монго», который был близким родственником и считался другом
поэта, воскликнул: «Стреляйте же, иначе я вас разведу!»…
Что в последнее время все
больше исследователей жизни и творчества поэта убеждаются в правоте гипотезы,
которая гласит, что последними словами его были: «Да, не буду я стрелять в
этого дурака!»…
Что чего же оставалось ждать от
недалекого, вспыльчивого и завистливого Мартынова после этой фразы, как не
выстрела?...
Что, конечно, причиной дуэли
была банальная человеческая зависть. Он, красивый, статный майор в отставке
Мартынов – практически – полный ноль…
А хромоногий, невысокий,
невзрачный Маёшка (прозвище Лермонтова в юнкерской школе, где они учились
вместе с Мартыновым) – подлинный герой войны, известный поэт, любимец женщин…
Потом у нас состоялся краткий,
но изумивший меня диалог.
- Вы ведь сюда приехали? -
спросила женщина.
- Да, но не в первый раз, -
ответил я, не понимая сути вопроса.
- А я здесь давно живу, но тут
оказалась впервые, - был мне ответ.
В Пятигорский дом-музей Лермонтова я в этот приезд не пошел – бывал там неоднократно. Зато каждый день ходил мимо этой небольшой хатки-мазанки.
В наше время не всякий,
наверное, согласится остановиться в такой хоть на пару часов – нам 4-5 «звезд»
подавай! А он жил и успешно творил, будучи далеко не бедным дворянином,
единственным внуком обожаемой бабушки из «тех самых» Столыпиных.
Да, никакой прямой связи между
гением и жизненным комфортом не существует. Как не вспомнить тут домик Чехова в
Таганроге или домики Александра Грина в Феодосии и в Старом Крыму?
Кстати, город Пятигорск выкупил эту чудом уцелевшую хату и передал ее под музей только в 1912 году (спасибо и за это!), позже к музейному комплексу присоединились дом генеральши Верзилиной, где произошла преддуэльная ссора, другие строения и находящийся в том же квартале дом-музей Алябьева.
Также каждый день я проходил
мимо разрушенного и поэтому отреставрированного до неузнаваемости после Великой
Отечественной войны здания ресторации, где Лермонтов часто бывал, а уже упомянутый
граф Толстой отмечал свое 25-летие.
Конечно, был я и у первого в России памятника Лермонтову – он установлен к 75-летию со дня рождения поэта, в 1889 году. И немалую роль в этом сыграл легендарный городской голова Ростова-на-Дону Андрей Байков (но это – другая история).
В общем, Лермонтовские места в
Пятигорске – повсюду. Достаточно упомянуть только грот Дианы и грот Лермонтова,
Провал, Лермонтовскую галерею…
Да, в любое время и в любых условиях можно быть никчемным человеком, как Мартынов, а можно сделать что-то достойное и навеки вписать свое имя в историю. Лермонтов смог. А мы сможем?
#Лермонтов, #Пятигорск, #дуэль,
#памятник, #туризм
Комментариев нет:
Отправить комментарий