(Продолжение. Начало – здесь, здесь и здесь)
В предыдущих частях этого многосерийного поста, тема которого
подсказана моими читателями, мы рассмотрели такие информационные
бизнес-процессы, как анализ рынка, добыча, обработка и упаковка информации.
А также основные нюансы,
которые отличают работу пиарщика и журналиста в этих бизнес-процессах.
Разумеется, следующий
бизнес-процесс – распространение (логистика, «продажи», доставка) информации ее
потребителям, а также «постпродажное обслуживание». И здесь у профессионального
журналиста и пиарщика есть свои особенности работы.
Начнем с классического
журналиста-новостника. Его задача – добыть «горячую» новость для своего СМИ и
быстро передать ее на публикацию по редакционной цепочке.
Наиболее стремительно данный
бизнес-процесс выстроен в информагентствах, наиболее спокойно и лояльно – в тех
СМИ (программах), периодичность выхода в свет у которых составляет раз в неделю
или еще реже.
В информагентствах есть две
службы редакционного «выпуска» – для подписной ленты и для общедоступной ленты.
Отдельные сообщения попадают в обе ленты, другие – только в какую-то одну.
Но на плечи журналиста не
ложится обязанность «расшаривать» опубликованную новость по другим СМИ и
соцсетям (как это происходит с пиарщиком). Он также, обычно, не обязан вести
подсчет, сколько перепечаток вызвала та или иная его новость.
Его задача – искать, готовить и
– желательно – раньше конкурентов выпускать новости. Единственное, что он может
сделать, отправить ссылку на вышедшую публикацию особо ценному спикеру или его
пресс-секретарю.
Если вдруг появляется новая
значимая подробность к опубликованной ранее новости, то журналист-новостник
создает и публикует дополнительную заметку со ссылками на ранее вышедшие
публикации. Этим его «постпродажная» работа ограничивается.
В редакциях
общественно-политических и качественных федеральных и региональных СМИ гораздо
чаще встречается ситуация, когда журналист в «добровольно-принудительном»
порядке обязан распространять свою новость (или публикацию любого иного жанра)
по соцсетям и мессенджерам.
Иными словами, он должен
помогать своему СМИ доставлять ее конечному потребителю – целевой аудитории
издания. А в местных и локальных СМИ, где вообще вся редакция может состоять из
одного-трех человек, без этого вообще не обходится.
Само собой, если посты с
публикацией вызвали комментарии, журналист обязан включаться в дискуссию, чтобы
еще больше внимания аудитории заполучить для своей публикации. У этих
журналистов «постпродажное обслуживание» отнимает больше рабочего времени.
В этом смысле подобный
журналист максимально сближается по квалификационным требованиям с пиарщиком
(если в компании или организации и за СМИ, и за соцсети отвечает только PR-служба, а нет разделения
на пресс-службу, которая работает со СМИ, и службу «блог-секретаря», отвечающую
за соцсети и остальную блогосферу).
Иными словами, в большинстве
случаев, особенно, когда речь идет о пресс-релизах, с момента создания,
согласования и публикации пресс-релиза на официальном сайте компании или
организации работа пиарщика не завершается, а переходит на качественно новый
уровень.
Теперь пресс-релиз необходимо
распространить всем заинтересованным СМИ (в порядке их значимости для компании
или организации), а также раскидать в официальные аккаунты, группы, паблики,
каналы компании или организации, иногда – и в свои персональные ресурсы.
Более того, пресс-релиз
зачастую не исчерпывает тему полностью, а только сжато передает инфоповод с
несколькими подробностями. Поэтому журналистам различных СМИ – вполне логично –
могут потребоваться дополнительные комментарии, аналитические материалы,
иллюстрации, видео и т.д.
Пиарщик обязан быть к этому
готов и предоставлять все это по первому требованию журналистов. Это – его
прямая «постпродажная» работа с клиентами-журналистами.
К сожалению, на практике,
многие пиарщики, пришедшие в профессию из журналистики и привыкшие к тому, что
работа над новостью завершена в момент ее публикации, оказываются не готовы. И
их пресс-релизы бесславно умирают на официальном сайте.
Разумеется, если пиарщик
отвечает еще и за соцсети, то он обязан не только разместить ссылки на
публикацию, но и отследить и отработать все дальнейшие реакции аудитории, чего
журналисту делать приходится далеко не всегда.
Это – основные отличия работы пиарщика
и журналиста на этапах распространения (продажи) информации или информационной
логистики, а также «постпродажного» обслуживания, хотя еще несколько нюансов мы
рассмотрим в одном из следующих постов.
Гораздо подробнее обо всем этом
(и не только) я написал в своей недавно вышедшей книге «Реальный PR без бюджета
в России».
#пиарщик, #журналист, #pr,
#реальныйpr, #распространениеинформации
Ссылка на книгу - https://ridero.ru/books/realnyi_pr_bez_byudzheta_v_rossii/
Комментариев нет:
Отправить комментарий