Личный сайт автора

Личный сайт автора - https://alexeygricenko.ru/

суббота, 21 января 2023 г.

Чтобы стать хорошим пиарщиком, журналисту нужно... (часть третья)


 (Продолжение. Начало – здесь и здесь)


Продолжаем тему различий в работе пиарщика и журналиста. На очереди – мой любимый бизнес-процесс – обработка и упаковка информации.


Журналист, собирая информацию для публикации, обычно, уже знает, в какой жанр он будет упаковывать свой информационный продукт. И выбор у него достаточно широк.

К примеру, информационная заметка (новость) – это от одного предложения до нескольких абзацев, которые отвечают на вопросы: что, где и когда?

В аналитической заметке устами экспертов также дается ответ на вопросы: как, почему, что дальше?

Причем, в обоих случаях действует правило: чем короче, тем лучше (другой вариант: лучшая правка – это правка сокращением).

В интервью журналист готовит вопросы и отбирает самое «вкусное» из ответов спикера.

В корреспонденции и статье всегда будет проблема (или несколько), а также ряд экспертных мнений от различных экспертов по решению поднятых проблем.

Задача репортажа – максимальное включение аудитории в происходящее событие. Тут много тонкостей и нюансов.

Очерк и даже зарисовка требуют от журналиста умения узнать о человеке (коллективном герое и т.д.) «все» и даже больше, а потом показать самое ценное, создать яркий образ.

Если перечислять все журналистские жанры, а их около 70 (с разновидностями, наверное, уже больше 100), то читателю станет скучно.

Но у журналиста есть богатейшая «палитра» различных «упаковок», которые, чаще всего, и диктуют критерии отбора, обработки и упаковки информации.

Главное, что ему нужно помнить, это соблюдение жесткого правила в отношении авторского «я»: в информационных и аналитических жанрах говорят очевидцы и эксперты, журналиста в тексте, как будто, нет.

На самом деле, его и редакционная позиция выражается в отборе конкретных позиций, в компановке экспертных мнений и т.д. Этому мы дали слово, а этому – нет. Этого поставили в начало или в конец, а этого – в серединку.

Только в художественно-публицистических жанрах журналист – полноправный герой публикации, имеющий и открыто высказывающий свои мнения и позиции. Это, правда, далеко не всегда соблюдается на практике, но правила игры таковы.

У пиарщика, на первый взгляд, инструментарий намного беднее.

Пресс-релиз – универсальное средство, чтобы сообщить журналистам и общественности новость, чтобы пригласить их на значимое мероприятие, чтобы познакомиться с новыми журналистами.

В любом случае, пресс-релиз – это «сырье» для журналистских публикаций в информационных или аналитических жанрах. Напомню, в них даже журналист «отсутствует», а мнениям, эмоциям, оценкам пиарщика вообще не место – голые факты.

Комментарий руководителя (питч) – краткий, но емкий ответ на поставленный журналистом вопрос. Сухо, по делу, без эмоций.

Интервью – это интервью руководителя, от которого ждут не красивостей, а, опять же, фактов, разъяснений управленческих решений и т.д. Эмоции и здесь ни к чему.

Есть и другие жанры PR, но эти – наиболее употребимые. И места для самовыражения пиарщика в них нет от слова «вообще». Никакой отсебятины. С этим, увы, не все журналисты, пришедшие в связи с общественностью, могут смириться.

Еще хуже дело обстоит, когда на пиарщика «наседает» руководитель, который требует, чтобы пиарщик нахваливал его (Великого), бренд, продукт, писал призывы к действию, фонтанировал эмоциями…

Увы, продуктовые характеристики (жанровые требования) востребованных журналистами и обществом PR-продуктов всего этого не предусматривают. И эту мысль до руководителей необходимо доводить. Но не всегда пиарщик может это сделать, не всегда к нему прислушиваются.

Поэтому я и описал, в общей сложности, 225 коммуникационных ошибок в своей недавно вышедшей книге «Реальный PR без бюджета в России». Она – именно для руководителей, но и пиарщикам полезно прочесть и применять.

А вы как думаете?

#пиарщик, #журналист, #pr, #реальныйpr, #обработкаинформации

https://tenchat.ru/media/960389-chtoby-stat-khoroshim-piarschikom-zhurnalistu-nuzhno-chast-tretya

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы