Вспомните замечательную книгу Астрид Линдгрен о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Там есть эпизод, когда домомучительница Фрекен Бок увидела Карлсона в образе привидения и воскликнула: «Я хочу об этом поведать миру!». И её совершенно не интересовало, готов ли мир услышать её сообщение, испытывает ли мир в нём потребность.
Достаточно часто бизнесы различного размера из
разнообразных отраслей, а также представители госсектора – чиновники и политики
– поступают подобным образом. Качественных, заметных результатов, остающихся в
памяти общественности и журналистов, их разнообразные активности в публичном
пространстве практически не приносят, но они продолжают и продолжают выступать,
«поведывать миру».
Причина проста и понятна: на первое место по
значимости выходит сам процесс выступления, а не его четко заданный заранее
результат, а также неистребимое желание похвастаться, доказать себе и всем свою
значимость.
Иными словами, цель выступления отсутствует либо
она важна исключительно для выступающего, поэтому опорные данные для указанного
выступления подбираются хаотично, бессистемно, без учёта того, как они будут
восприниматься аудиторией.
Представим себе такую ситуацию: на сталелитейном
заводе в одном из цехов по поручению руководителя постоянно отливают заготовки,
скажем, в форме восьмерки или знака бесконечности. Их изготавливают различных
размеров, из разнообразных сплавов, разной толщины.
Эти «восьмерки» выставляют во всех витринах,
предлагают на выездных мероприятиях, продвигают при помощи разнообразных маркетинговых
хитростей, например, грандиозных скидок, акций «3 по цене 1», предложений этого
продукта качестве подарка при приобретении других товаров и т.д., но никто этот
продукт не покупает, им завалены все склады, а цех продолжает и продолжает
штамповать никому не нужные заготовки.
В реальном бизнесе развитие этой гипотетической
ситуации практически невозможно – рентабельность такого производства станет
очевидной очень быстро. И либо цех будет закрыт, либо сначала найдут заказчиков
на подобную продукцию и только потом начнут её производить, либо цех
перепрофилируют.
Но с информационным продуктом это случается сплошь
и рядом. Четкие цели добычи информации внутри компании и изготовления из неё
востребованных рынком продуктов зачастую отсутствуют.
Штампуется что ни попадя, что удобно, что не требует
никаких усилий, а потом прилагаются грандиозные усилия для реализации этой
никому не нужной продукции.
И только через время выясняется, что все усилия
потрачены впустую, хоть сколько-нибудь ощутимой пользы даже своему
«изготовителю» подобная «продукция» не принесла. Более подробно мы поговорим об
этом в следующих главах данной книги.
Одна из самых распространенных форм этой тенденции
– погоня за количеством упоминаний в СМИ и соцсетях, за цитируемостью. Вот так
– абстрактно: нам не важно, что именно о нас будут публиковать, лишь бы
публиковали. И, желательно, нейтрально или позитивно. Это та самая «цель»,
достичь которой невозможно, т.к. сама «цель» не конкретна. Ее, в принципе, нет.
К примеру, если мы реализуем дорогостоящий продукт
(недвижимость, автомобили, сложное оборудование, элитную мебель и пр.), то
конкурентным преимуществом для нас могут стать так называемые «экспертные»
продажи. А они, в свою очередь, базируются на том, что дорогой и сложный
продукт рекомендует общепризнанный эксперт рынка.
Эта самая экспертность нарабатывается за счет
публичной активности и репутации эксперта, например, когда его обзоры и прогнозы
рынка постоянно публикуют СМИ, он выступает в качестве модератора или
обязательного докладчика на всех крупнейших отраслевых мероприятиях региона,
округа и/или страны и т.д.
Он постоянно на виду, ему верят люди, его готовы
слушать. В рекламных посланиях для реализации этой же задачи привлекают
статусных для целевых аудиторий персон – артистов, спортсменов и т.д.
Подобная целенаправленная и системная прокачка
экспертности – вполне понятная цель. Причем абсолютно для всех: руководства
компании, самого эксперта (не обязательно в этом статусе выступает первое лицо
бизнеса), подведомственных ему подразделений, пресс-службы или пиарщика. Но
такую цель боссы формулируют крайне редко.
Другой вариант понятной всем цели – компания
собирается строить новый ЖК или завод, для чего потребуется расселение
проживающих на намеченном земельном участке, снос ветхих строений и т.д.
Прежде чем приступать к проектированию и
строительству, необходимо четко проанализировать все риски (включая
репутационные), иначе проект может оказаться убыточным долгостроем. Это никому
не нужно.
Поэтому сначала проводится анализ рынка и
общественного мнения, потом определяются PR-стратегия и медиаплан (не путать с
рекламной или маркетинговой стратегией по тому же объекту), только после этого
готовятся медийные активности, нацеленные на конкретный результат (снятие
негатива, выработка нейтрального или позитивного отношения к объекту и т.д.).
Для достижения конкретной цели вполне может быть
достаточно пары десятков целевых публикаций (иногда даже меньше), а в других
случаях будет маловато и нескольких сотен. Опять же, речь идет о целевых публикациях,
а не о фоново-рекламных или публикациях не по теме. Поэтому KPI в формате
количества публикаций в СМИ или цитирований чаще всего разговор ни о чем.
Разумеется, подобное серьезное целеполагание –
компетенция руководства компании, причем не только на этапе формулирования и
утверждения, но и на этапах вовлечения коллектива в достижение поставленной
цели, а также постоянного контроля исполнения, внесения корректив в принятые
решения.
(фрагмент моей книги «Реальный PR без бюджета в России»)
#реальныйpr, #prбезбюджета,
#сборинформации, #распространениеинформации, #pr
Ссылка на книгу - https://ridero.ru/books/realnyi_pr_bez_byudzheta_v_rossii/
Комментариев нет:
Отправить комментарий