С первого взгляда, по этому православному монастырю не скажешь, что он
основан, как минимум, в VIII веке н.э. и пережил
очень бурную историю с неоднократными закрытиями и возрождениями. Он выглядит
новым, чистым и ярким, удивительно мастерски вписанным в окружающий пейзаж.
Мне удалось повидать множество
разнообразных чудесных храмов и монастырей. Среди них – Бештаугорский
мужской монастырь, под которым (я не оговорился!) довольно часто
плывут облака; самый
высокогорный монастырь России, расположенный в селении Хидикус Северной Осетии-Алании;
Ново-Афонский
монастырь, стены которого расписывали мастера из Палеха; Фиолентовский
Балаклавский мужской монастырь, в котором обязательно бывали все русские
самодержцы, начиная с Александра I, а мне посчастливилось прожить почти неделю; удивительный
храмовый комплекс в Ессентуках с самой большой в России статуей Спасителя; Воскресенская
церковь в Форосе, выстроенная посреди горы и «парящая» над округой; древний
маленький храм с богатейшей историей, переплетенной с Донским краем, что
расположен в селе Грушевка; величественный главный
храм Вооруженных сил РФ в Кубинке и др. Но Свято-Успенский мужской
монастырь в Бахчисарае – это нечто особенное!
Мы ехали в Бахчисарай не с
наемным экскурсоводом, а с близким родственником, который исколесил весь Крым
вдоль и поперек, впитывая историю и культуру полуострова. Вот и сам некогда
могущественный город – столица Крымского ханства. По правую руку остается
знаменитый ханский дворец, к которому мы еще вернемся, но сейчас мы продолжаем
движение по узким улочкам города к его окраине, где высятся грозные скалы.
Кажется, что город закончился,
и «пятачок» с загруженной автостоянкой – это его финальная черта. На автостоянке
нам активно предлагают место для автомобиля, но наш «гид» даже не обращает
внимания на эти предложения. Подъезжаем к шлагбауму, у которого дежурит колоритный
казак в полном облачении, несмотря на летний солнцепек. Он протягивает нам ящик
для пожертвований – сумма произвольна.
И нас пропускают внутрь на
узкую, но круто взбирающуюся вверх дорогу. Проезжаем по ней километра
полтора-два, и только здесь, на небольшой площадке, оставляем машину, следуя
указаниям еще одного казака. Как рассказал нам по секрету наш «гид», в смутное
время 2014 года отдельные местные националисты пытались разрушить и осквернить
обитель, но именно казаки встали грудью на ее защиту и отстояли монастырь.
Проходим неуклонно вверх еще
пару сотен метров и оказываемся под отвесной крутой скалой, проходить под
монолитом которой, честно говоря, страшновато. Слева от дороги, прямо напротив
скалы, в просветах между деревьями, через ущелье Марьям-дере (Святой Марии)
видится прекрасный храм монастыря, приютившийся под скалами другой стороны
ущелья. Воздух и виды завораживают.
Еще несколько шагов – и мы
оказываемся у подножия крутой лестницы, ведущей к часовне. У входа в нее –
совершенно однозначная надпись, повествующая о том, что на территории часовни
фотографирование не благословляется. Кстати, мужчинам в шортах, а также дамам в
брюках и с непокрытой головой сюда нельзя. Устав тут строгий.
Главный «зал» часовни,
фактически, представляет собою пещеру, к которой ведут крутые узкие ступени. На
крохотной площадке слева пристроилась церковная лавка. В самом «зале» часовни,
у небольшой ниши в стене справа, дежурит монах. В самой нише, за толстым
стеклом, чудотворная икона, которой можно поклониться. Крещусь и, сослепу (здесь
полумрак, а на улице было яркое солнце) стукаюсь лбом о стекло. Получаю от
монаха замечание, что нужно чаще бывать в храмах. Молчу, думая о своем.
Вдоль лестницы, ведущей к
часовне, поверхность скалы испещрена «гербами» разнообразных православных
монастырей, вырезанными прямо в мягкой местной породе. Спускаемся обратно на
главную дорогу и почти сразу, по левую руку, обнаруживаем целебный источник,
набрать воды из которого можно, только выстояв небольшую очередь. Многие
приезжают сюда с несколькими пятилитровками и набирают воды с запасом.
Здесь каждый шаг – живая история.
По преданию, монастырь был основан византийским монахом Михаилом, который
перебрался сюда во время непродолжительного периода иконоборчества (он продолжался
в Византии с 754 по 780 годы). Он искал новое место пристанища чудотворной
иконы, и та сама избрала это место.
Обитель развивалась и росла,
становилась центром православия в Крыму, но, по неизвестным причинам, в XIII-XIV веках временно прекращала богослужение,
возобновив его в XV
веке. Ей посчастливилось благополучно пережить нашествия турок в 1475 году,
более того, поговаривают, что и для крымских ханов, построивших почти у
подножия обители свою столицу Бахчисарай, она была священной. Якобы, они
приходили сюда помолиться перед любыми значительными событиями.
Дважды в своей истории – во время
Крымской войны 1854-1855 годов и во время Великой Отечественной войны – обитель
становилась госпиталем для раненных защитников Отечества. Те, кто скончался от
ран, похоронены на территории монастыря, им установлены памятники. Разумеется,
советская власть обошлась с обителью немилосердно: монахи были расстреляны.
После 1945 года здесь располагался психоневрологический диспансер. Снова
монастырем обитель стала в 1993 году.
Идешь по территории обители и
буквально теряешься во времени. Если идущих рядом с тобой или навстречу тебе
людей облачить в другие одежды, приличествующие той или иной эпохе, то можно
ощутить себя в любом из более чем 1200 лет жизни обители. Потрясающе!
Монахи живут рачительно. В
дальней части территории монастыря, ближе к его границе, от которой лежит
дорога к пещерному городу Чуфут-Кале (о нем – отдельный рассказ), разбиты
аккуратные грядки, на которых зреют великолепные огурцы и другие овощи. На той
стороне ущелья, по узкой тропинке под скалой, пастух ведет солидное стадо овец…
Все, как встарь. Вечность!
#Крым, #Бахчисарай, #горная_обитель,
#Свято_Успенский_монастырь, #живая_история, #путешествую_я
Комментариев нет:
Отправить комментарий