Одною из ключевых тем обсуждения в рамках VIII Донского юридического форума «Цифровое право. Цифровой этикет», проходящего в Ростовской области 6-7 июня 2022 г., стала проблема повышения уровня образования IT-специалистов, а также улучшения условий труда педагогов системы профессионального образования в целом.
- Известный тезис – кадры решают все. Сейчас
важно сохранить имеющийся в стране кадровый потенциал. Но также важно
обеспечить растущие потребности не только IТ-отрасли, но и всей российской
экономики, ставшей на рельсы цифровизации. Численность IT-специалистов в нашей
стране в 2021 году оценивалась в 1,7 миллиона человек. По мнению экспертов,
экономике требуется еще, как минимум, один миллион человек. Поэтому сейчас в
фокусе внимания находятся вопросы научно-образовательной политики и подготовки
кадров для цифровой экономики, - подчеркнула, открывая форум, первый заместитель
Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству, член Совета по развитию цифровой экономики при
СФ Ирина Рукавишникова.
По ее словам, именно этим вопросам было посвящено прошедшее недавно заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации под руководством первого заместителя Председателя Совета Федерации Андрея Анатольевича Турчака. В работе Минобрнауки, Минпросвещения, Минцифры и других органов уже находятся принятые на Совете рекомендации.
- В сфере профессионального образования
сегодня необходимо увеличить долю практико-ориентированного контента в учебных
планах; привлекать к преподаванию специалистов из информационной сферы,
сотрудников успешных ИТ‑компаний; развивать практики целевого обучения
IТ-специалистов. Кроме этого, следует насыщать учебный процесс стажировками и
практической подготовкой в государственных корпорациях, частном IТ-секторе.
Причем не только в организациях, но и у индивидуальных предпринимателей,
имеющих хорошую профессиональную репутацию. Сейчас закон об образовании не
предусматривает этого. Студенты проходят практику только в организациях. Но мы
предполагаем, что целесообразно давать студентам возможность приобретать
практический опыт и на площадках индивидуальных предпринимателей, - добавила Ирина
Рукавишникова.
По мнению сенатора, все предлагаемое взаимодействие – это дорога с двусторонним движением. Нужно не только задавать тон вузам, но и заинтересовывать IТ-бизнес в таких контактах с образовательными организациями. В этой части также планируется разработать отдельные меры поддержки для тех представителей IТ-бизнеса, которые активно взаимодействуют со сферой образования, в том числе создают в вузах «цифровые кафедры» для подготовки IТ-специалистов.
- Другое законодательное предложение –
предоставить право поступления в вуз без вступительных испытаний выпускникам
средних специальных учебных заведений, которые являются победителями и
призерами всероссийской олимпиады профессионального мастерства. Сейчас это
право есть у школьников-победителей олимпиад, и это дополнение, считаю, будет
справедливым, -
также сообщила Ирина Рукавишникова.
Как подчеркнула сенатор, все перечисленное актуально не только для профильных специалистов в области IT-технологий. Необходимо также расширять цифровые компетенции для непрофильных специальностей. И в этом плане образовательные стандарты нуждаются в обновлении. Большинство существующих сейчас профессий требуют навыков применения программного обеспечения, использования государственных информационных систем, сервисов. Такие компетенции нужно четко закрепить в образовательных стандартах и перестраивать учебный процесс в этом направлении.
- Конечно, ни одна законодательная новация в этой сфере, ни иная модернизация, не даст успешных результатов без пересмотра политики в отношении педагогов. И здесь речь не только о повышении профессионального уровня, в том числе в цифровом аспекте. Сейчас на это направлено много усилий, перед вузами поставлена задача проводить для педагогов стажировки и курсы повышения квалификации в сфере информационных технологий. Прежде всего требуют решения застарелые вузовские проблемы, такие как краткосрочные контракты, бюрократическая нагрузка, обязательное выполнение хоздоговорной тематики в рамках эффективного контракта. Все то, что создает непривлекательные условия для преподавателей, для молодых педагогов и ученых, специалистов-практиков, - дополнила Ирина Рукавишникова.
По ее словам, одним из вариантов решения проблемы краткосрочных контрактов, над которым донской сенатор работает совместно с Министерством науки и высшего образования, - закрепить в федеральных образовательных стандартах дополнительные требования к кадровому обеспечению образовательных программ, и установить, что не менее чем с 70% численности педагогических работников вуза, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной программы, должны быть заключены трудовые договоры на неопределенный срок или на срок не менее срока реализации образовательной программы.
- Второе предложение, которое по нашему предложению прорабатывается в Минобрнауки – снять статус обязательного с показателя объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника. Сейчас это твердая сумма 100 тыс. рублей в год. Надо пересмотреть сам подход к полезному результату как критерию эффективности. Сегодня государству важны идеи, предложения, проекты, дающие общественно-полезный результат, а не результат их монетизации в отдельно взятом вузе, - подчеркнула Ирина Рукавишникова.
#Донской_юридический_форум, #Ростов_на_Дону, #Ирина_Рукавишникова, #цифровое_право, #Цифровой_этикет
Публикация на сайте АЮР: http://old.alrf.ru/region61/2022/06/07/perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-sfere-it-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-celom-obsudili-v-rostove-na-donu/
Комментариев нет:
Отправить комментарий