Творчеством Михаила Юрьевича в юности я увлекался очень сильно, знал наизусть многие стихи, цитировал «Героя нашего времени», изучал биографию этого удивительного человека. А в «его» Пятигорск попал впервые 5 лет назад, и решил навестить его вновь.
Еще возле Провала (тоже его
местечко) меня смутила стрелочка-указатель
«Место дуэли Лермонтова» (мне казалось,
что это место находится в другой части
Машука), но «писаному верить», и я пошел.
Мимо санаториев, по прекрасному лесу…
Где-то через полчаса хода спросил у
прохожих, правильно ли я иду. Они
рассмеялись: в эту сторону километров
8-9, в обратную — 7-8, а так — правильно.
Желая сэкономить время, поехал к месту
дуэли на такси. Довольно скромный обелиск
на месте гибели поэта, всех обстоятельств
которой мы доподлинно не узнаем уже
никогда. Некоторые исследователи
говорят, что дуэльный кодекс был
неоднократно нарушен. Спорят и о причинах,
называя ухаживания поэта за сестрою
Мартынова, якобы «зажиленные» Лермонтовым
деньги, переданные матушкой для
«Мартышки».
Но мне видится простой и очевидный
мотив: банальная человеческая зависть.
Невысокий, кривоногий и хромой, невзрачный
Мишель был в свои неполные 27 лет
прославленным поэтом и писателем,
заслуженным боевым командиром (не будем
забывать, что он во время Кавказской
войны командовал отрядом сорвиголов-пластунов
— прообраза современного спецназа,
причем действительно первым бросался
в бой). Соответственно, пользовался
большим успехом у дам. А красавец Мартынов
ничем особенным не отличался.
Стрелять в своего бывшего однокашника
«Мартышку» Лермонтов («Маешка») явно
не собирался — об этом свидетельствуют
все источники. Но он явно находился на
переломе своей жизни и карьеры. Некоторые
мемуаристы сообщают, что он собирался
подать в отставку и посвятить себя
литературе, другие отмечают, что он
искал смерти… И молчаливые грифоны по
краям монумента с отвернутыми к спине
головами будто бы говорят: да, все так
и есть.
Дом-музей Лермонтова занимает
полноценный квартал. Здесь, на крохотном
пятачке земли, уместилось множество
знаковых мест в биографии поэта, и на
каждом доме — своя мемориальная табличка.
В этой скромной одноэтажной мазанке с
соломенной крышей он провел последние
дни, и сюда же было привезено тело. Вот
дом, в котором он общался с декабристом
Лорером (оставившем о Лермонтове резкие
воспоминания). А вот и дом Верзилиных,
где во время вечеринки 13 июля 1841 г. (по
старому стилю) произошла ссора, за нею
был сделан вызов. И через два дня поэта
не стало.
Попадая в домик Лермонтова (как и Чехова,
многих других наших гениев), поражаешься,
насколько просто и непритязательно они
жили. Насколько крайне не обустроенный,
по современным меркам, быт не мешал им
общаться напрямую с Космосом и создавать
бессмертные произведения. И посещает
мысль, что секрет их успеха состоит в
очень простой вещи: минимум требований
к окружающему миру и максимальная
требовательность к себе (напомню, что
по решению самого Лермонтова в его
единственный прижизненный поэтический
сборник вошло всего 26 стихотворений и
две поэмы, хотя к тому времени — 1840 г. -
было написано 30 поэм и около 400
стихотворений).
Памятник Лермонтову возле
Спасского собора — первый в России
памятник Михаилу Юрьевичу, установленный
в 1889 г., в год 75-летия классика. Для
ростовчан, наверное, будет любопытно и
важно, что одним из инициаторов установки
этого памятника был Андрей Матвеевич
Байков (которому Ростов-на-Дону обязан
своим бурным ростом во второй половине
XIX века), имевший в то время статус
главного арендатора Минеральных Вод.
Средства на монумент собирали всем
миром.
Подобные публикации:
«Кисловодский
театр-музей «Благодать» - место культовое»,
«Майские
цены в Кисловодске — сплошная «рулетка»»,
«Шаляпинский
храм заново возведен и словно парит над
Кисловодском»
#Пятигорск,
#Провал,
#Лермонтов,
#гора_Машук,
#путешествую_я,
#памятник_Лермонтову,
#дом_музей_Лермонтова,
#место_дуэли
Комментариев нет:
Отправить комментарий