Личный сайт автора

Личный сайт автора - https://alexeygricenko.ru/

понедельник, 13 мая 2024 г.

Что происходит, если босс правит стилистику, а не смысл и факты


 Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда каждый согласовывающий PR-текст руководитель стремится достичь в нем какого-то одному ему видимого идеала.


Иногда, конечно, даже через это он пытается показать свое превосходство над «бездарями из пресс-службы» и скрупулезно переписывает (заставляет переписать) стилистические обороты, отдельные слова или конструкции, прочие второстепенные вещи.

Наблюдал это и в бизнесах, и в госсекторе.

Особенно абсурдно это выглядит, когда руководитель любого уровня не вчитывается в текст с первого раза, цепляется к первой же показавшейся ему «корявой» фразе и требует ее исправить.

На исправления уходит время. Ему повторно дают текст на согласование.

Потом его глаз цепляется за следующий оборот, который «надо переписать» и т.д. – практически до бесконечности.

Это говорит пиарщику только одно: «Руководителю не до тебя, а твоя работа для него и для дела ничего не значит!».

Кроме того, это говорит о том, что руководитель совершенно не ценит время – свое и сотрудников, своего коллектива. Гораздо продуктивнее за один раз сосредоточиться и указать все правки.

Стремиться к написанию «идеального» пресс-релиза или комментария для СМИ, разумеется, можно. Но не всегда рентабельно.

Идеальный пресс-релиз – тот, который опубликован в СМИ. И чем шире, тем лучше. Ведь именно для СМИ он и предназначен.

Разумеется, смысловых неточностей, ошибок в цифрах и бездарных цитат в нем быть не должно. Но это – совместная зона ответственности руководителей и пиарщиков.

Если руководитель говорил долго, эмоционально, ни о чем, но подробно, нечего удивляться, что его цитата может выйти бездарной, как и остальной текст.

Либо пиарщик-подлиза вложит в уста начальства нечто глубокомысленно-отвлеченное, либо пиарщик-профи упакует в формат цитаты босса самую ценную информацию.

Но в любом случае, кроме прямой или косвенной цитаты, это всегда будут слова и формулировки пиарщика, а не ваши.

Кстати, осмысленная инверсия (перестановка слов в предложении из привычного порядка в непривычный) может быть прекрасным художественным приемом, когда это уместно, и ярче передавать устную речь, делая ее более естественной.

Если же речь идет об остальном тексте пресс-релиза (вне прямой или косвенной речи руководителя), то велика ли разница, например, между этими по-разному стилистически обработанными данными?

1 вариант – «на стагнирующем рынке компания показала годовой рост продаж на 20%»;

2 вариант – «продажи компании за год выросли на 20% по сравнению с прошлым годом, хотя рынок в целом показывал отрицательную динамику»;

3 вариант – «все основные конкуренты компании за год снизили объемы продаж в минувшем году, а у нас получился рост на 20%»?

В трех вариантах говорится об одном и том же. И таких вариантов можно придумать еще немало. Кому какой нравится – дело вкуса.

Тем более, что журналист может выбросить этот фрагмент или переписать его по-своему. Это общие данные, журналист имеет право делать с ними все, что захочет.

Так стоит ли тратить свое (руководителя) и чужое (пиарщика) время на правки лексики (отдельных слов) и стилистики?

Думаю, что не стоит. Правке, если допущена ошибка, подлежат смыслы и цифры (факты). Остальное – зона ответственности пиарщика.

Если ваш пиарщик пишет совершенно безграмотно и нечитабельно, то его нужно отправить на курсы русского языка или уволить, а не выполнять за него его работу – у руководителей обычно и без этого дел предостаточно.

Бывает, конечно, что в вашей цитате все изложено верно по смыслу, но как-то не очень красиво или солидно.

Как этого избежать?

Очень просто: говорите именно то, что хотите завтра увидеть или услышать в СМИ.

Исходящая от вас – лидера – информация должна быть первоклассной, особенно это пригодится на радио и ТВ, при любых ваших публичных выступлениях.

Учитесь говорить грамотно и красиво – это классная инвестиция в себя. И это – зона ответственности руководителя.

(Фрагмент моей книги «Реальный PR без бюджета в России. Антология книг от практика»)

#правки, #текст, #прессрелиз, #сми, #коммуникации

https://tenchat.ru/media/2275995-chto-proiskhodit-yesli-boss-pravit-stilistiku-a-ne-smysl-i-fakty

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы