Насколько я знаю, автомобильная дорога на плато или нагорье Лагонаки (высота над уровнем моря – 2000-2200 метров) существует всего одна. Пролегает она, отчасти по территории республики Адыгея, отчасти по землям Апшеронского района Краснодарского края. Проложена она в 70-х-80-х годах прошлого века по живописному горному хребту Азиш-Тау (или Азишскому хребту).
После того, как столица Адыгеи - город
Майкоп остался в стороне и позади, мы неоднократно пересекаем замечательные
горные реки Курджипс и Белая, минуем несколько памятников природы, среди
которых Хаджохская теснина, водопады Руфабго, второй по величине валун в Европе
(он имеет сразу три названия – Шаман-камень, Казачий камень и Девичий камень –
у каждого есть своя история).
Также мы проезжаем местечко под названием Уна-Кос
(что в переводе с коренных наречий означает «Господи, пронеси!» или «Спаси и
сохрани!», т.к. огромная скала грозно нависает прямо над дорогой и в любой
момент может обрушиться), добираемся до развилки на станицу Даховскую и Гузерипль
и собственно в Лагонаки. Нам направо, через мост над рекою Белая (по ее руслу
пролегает административная граница между Адыгеей и Краснодарским краем).
Практически в самом начале подъема есть
несколько неплохих смотровых площадок или панорам, с которых в похожую погоду
прекрасно видны частично или полностью заснеженные, в зависимости от сезона,
вершины предгорий Большого Кавказа, а также открывается прекрасный вид на
долину реки Белой. Правда, Фишт и Оштен отсюда разглядеть, к сожалению, нельзя.
По дороге нам встречается множество туристических
баз, домов отдыха, пунктов проката лошадей, кемпингов. Автодорога здесь сейчас хорошая,
асфальтированная, но однополосная в каждую сторону. Она заканчивается сразу за
большой Азишской пещерой – дальше идёт грунтовка, которая, правда, находится в
прекрасном состоянии.
На новогодние выходные в этих местах
народу находилось множество, даже несмотря на то, что снега была откровенно
мало. Многие оборудованные для катания на лыжах, сноубордах, «ватрушках»
площадки откровенно пустовали, отсутствовал даже обслуживающий персонал.
Но, чем выше мы поднимались по Азиш-Тау и
чем ближе к плато Лагонаки мы подбирались, тем чаще и плотнее стояли по обеим сторонам
дороги припаркованные машины, владельцы которых наслаждались зимним катанием.
Здесь, на высоте 2000 метров над уровнем моря, пригодный для катания снег уже
был.
В конечной точке автодороги по Азишскому
хребту (граница Кавказского биосферного заповедника), откуда открывается шикарный
вид на снежные поляны альпийских лугов Лагонаки и откуда также начинается
знаменитый пешеходный туристический маршрут «тридцатка» (до Дагомыса), было
вообще не протолкнуться: всё заставлено машинами, между которыми, как муравьишки,
сновали люди.
Мы позавтракали на вершине и вернулись к
большой Азишской пещере. Ждать очереди на экскурсию пришлось более часа,
поэтому мы охотно прогулялись к очередной смотровой площадке (здесь она именуется
«панорамой»), находящийся примерно в 20 минутах ходьбы от входа в пещеру.
Заснеженный лес, преимущественно хвойный, в солнечную погоду просто
очарователен, а впечатления от открывающихся с панорамы видов не передадут
никакие слова.
По поводу названия плато Лагонаки
существует не слишком оригинальная, но относительно красивая легенда. Некогда в
этих местах жил владетельный и жестокий князь, у которого подрастала красавица-дочка
Наки. А стада владетельного князя пас бедный пастух Лаго.
Случилось так, что Лаго и Наки полюбили друг друга, но отец никогда бы не дал согласия на их брак. Поэтому влюбленные решили бежать. В одну из темных безлунных ночей они осуществили задуманное.
Но удача была не на их стороне: князь очень быстро схватился дочери и отправил за беглецами погоню на лучших своих скакунах. Лаго и Наки уходили в горы всё дальше, но всё ближе к ним была погоня на быстрых лошадях.
В конце концов, их загнали на самую вершину высокой скалы, откуда уже не было никакого пути – только вниз. Можно было, конечно, сдаться на милость преследователей, хотя юношу ожидала практически неминуемая смерть, а девушку – брак по решению отца, но влюбленные не могли даже представить себе, что переживают разлуку.
Потому они обнялись и бросились вниз с утеса. Когда при свете дня погоня спустилась за ними глубокое ущелье, тела влюблённых так и не смогли разнять. Поэтому самое правильное написание названия плато Лагонаки – это написание через этих двух имен именно через дефис – Лаго-Наки, хотя обычно слово пишут слитно.
#Азишский_хребет, #Лагонаки, #путешествую_я, #к_выходным, #Лаго_Наки
Комментариев нет:
Отправить комментарий