(продолжение, начало – здесь, здесь, здесь и здесь)
Репутационная война через
СМИ
В одной из предыдущих своих статей, посвященных антикризисному PR, -
«План действий в информационном океане, когда ситуация выходит из-под контроля»
(журнал «Пресс-служба», № 3, 2021 г., стр. 59-61), - я предложил коллегам
достаточно простой инструмент для оценки момента и определения алгоритма
дальнейших действий, а именно, «матрицу адекватности».
Коротко напомню суть:
- ситуация 1 – «мы действуем неадекватно, СМИ и общественность
неадекватно реагируют на наши действия» (например, нас обвиняют в большем, чем
мы совершили);
- ситуация 2 – «мы действуем неадекватно, а СМИ и общественность
адекватно реагируют на наши действия» (например, справедливо возмущаются из-за
наших недоработок и промахов);
- ситуация 3 – «мы действуем адекватно, но СМИ и общественность
неадекватно трактуют наши действия» (типично для агитации, пропаганды,
репутационной войны, фейков, клеветы и т.д.);
- ситуация 4 – «мы действуем адекватно и нас столь же адекватно
воспринимают и трактуют» (тут и для пиарщика, и для юриста все хорошо).
В первой ситуации, когда мы сами ополчили на себя СМИ и
общественность, дело легко доходит до клеветы, незаслуженных обвинений и
оскорблений.
Если такое случается, пиарщик обязан показать подобные материалы
юристу и руководителю, чтобы они приняли решение о целесообразности обращения в
прокуратуру или суд, возбуждении уголовного дела о клевете и т.д.
Юрист любое из подобных обращений сделает четче и доказательнее, чем
пиарщик, он знает процессуальные тонкости, которые могут быть совершенно
неизвестны нам.
Во второй ситуации юрист, как и пиарщик, бесполезен – компании или
организации нужно устранять собственные реальные промахи и недочеты, которые
бесят СМИ и общественность (это же необходимо и в первой ситуации, вне
зависимости от принятых решений по обращению в органы судебной власти).
А, по ходу их исправления, понадобится и пиарщик, чтобы грамотно
сгладить обоснованный негатив.
Третья ситуация – площадка репутационных войн против нас (компании,
организации, продукта, услуги, конкретного руководителя и т.д.) и поприще для
полноценных совместных действий пиарщика и юриста.
Здесь нужно помнить несколько важных обстоятельств.
Первое – репутационная война бизнеса против бизнеса, бизнеса против
власти, власти против бизнеса и т.д., какими бы прекрасными лозунгами она ни
прикрывалась и в какие бы одежды «борьбы за справедливость» ни рядилась, всегда
ведется ЗА какой-либо актив (отъём доли рынка, конкретного объекта,
предприятия, должности и т.п.).
Или ПРОТИВ создания какого-либо актива (строительство «опасного»
завода, точечной многоэтажки в малоэтажном частном секторе, занятия конкретным
человеком определённой должности и т.д.).
Защита материальных и нематериальных активов бизнеса – прямая
обязанность юриста. Здесь не может быть «Мне некогда, я занят!».
Второе – репутационная война всегда эмоциональна и ведётся по законам
пропаганды, а не по правилам PR, где всё решают не эмоции, а факты.
Пиарщику объективно сложно абстрагироваться от эмоционального фона, в
то время как у юриста это умение является одним из важнейших квалификационных
требований.
Пиарщик может поступить не совсем профессионально и растиражировать
необдуманный, гневный комментарий руководителя – его реакцию на репутационные
атаки, который (комментарий), в свою очередь, может быть расценен как
оскорбление или клевета.
Иными словами, во время репутационных войн юрист должен визировать все
предназначенные для публикации материалы.
Он же представляет компанию или организацию в процессе.
Третье – именно юрист может и должен трезво оценить факт и степень
нарушения прав бизнеса (органа власти, личного бренда и т.д.) нападками
журналистов и их экспертов.
Он же прогнозирует наказуемость подобных деяний с точки зрения
законодательства, собранные доказательства, подведомственность данного конкретного
нарушения прав (суд, прокуратура, уголовное преследование).
А также юрист определяет предварительные перспективы рассмотрения дела
с помощью судебной власти (с учетом сложившейся правоприменительной практики,
спрогнозировать вероятность успеха).
Наконец, четвертое – в плоскость публичной репутационной войны, чаще
всего, выходят уже длящийся судебные разбирательства (подавляющее большинство –
арбитражные дела), т.е. юрист уже в теме, уже в конфликте.
Но он может не следить за публичным освещением данного конфликта в СМИ
и не заметить тот момент, когда чаша общественного мнения склонится в пользу
оппонентов.
Здесь без помощи пиарщика любому юристу не обойтись.
Знакомая ситуация?
(продолжение следует)
#практика_PR, #пиарщик,
#юрист, #право, #суд, #материальный_актив
(начало – здесь,
здесь,
здесь
и здесь)
https://tenchat.ru/media/1592653-yuridicheskaya-ploskost-antikrizisnogo-pr5
Комментариев нет:
Отправить комментарий