Подготовка, распространение и мониторинг публикаций о любом бренде, включая персональный, корпоративный, товарный и т.д., как и любая услуга, осваивается аутсорсерами довольно давно. Но рынок этот еще находится в зачаточном состоянии.
Очевидная
выгода
Не станем останавливаться подробно на
совершенно понятных плюсах любого бизнес-процесса, отданного на аутсорсинг,
которые присущи и «удаленной пресс-службе». Это – снятие проблем с организацией
рабочих мест, комплектованием штата, соцвыплатами и гарантиями, лицензионным
ПО, требованиями ТК РФ и т.д. Все эти хлопоты берет на себя аутсорсер. Правда, заказчик
лишается таких бонусов, как возможность нагрузить пресс-секретаря или
пресс-службу неограниченным кругом обязанностей – компании-аутсорсеру платить
придется за каждый шаг.
Есть и менее очевидные плюсы
делегирования функций пресс-службы сторонней профессиональной организации.
Первый – пресс-служба обычно настолько «встроена» в бизнес (в самом широком
понимании слова, т.е. это относится и к госструктурам, общественным
организациям, политикам и т.д.), что главным критерием ее работы является
удовлетворение собственника бизнеса и его амбиций, т.е. количество и
статусность публикаций о компании и первом лице. Аутсорсеры «встроены» в
медиа-среду (шире – в общество) и зарабатывают деньги, поэтому им нужно хорошее
портфолио успешных клиентов, т.е. результаты в совершенно другой плоскости –
рост успешности бизнеса, сопровождением которого занимается аутсорсер.
Второй – в пресс-службу чаще всего берут
специалистов по связям с общественностью (или пиарщиков), которые заточены на «освоение»
рекламного бюджета. Не все, конечно, но процентов 80. Для них важнее контракты,
отчеты и глянец на всем, чем оперативное реагирование на экстренные ситуации,
что является одной из причин серьезного «недолюбливания» друг друга
пресс-секретарями и журналистами. Аутсорсер же скорее возьмет в исполнители опытного
журналиста, который будет ковать «вкусные» новости, распространяемые без
рекламных бюджетов (экономия, однако!).
Неочевидные
выгоды
Малый и средний бизнес (опять же, в
широком понимании термина), работающий в глубинке, зачастую сталкивается с
совершенно объективным дефицитом толковых журналистов и/или пиарщиков, плюс – с
неадекватными расценками на услуги. Пресс-служба
на аутсорсинге легко снимает эту проблему, т.к. может работать из любого
региона, из любой точки мира. Да, определенные сложности с посещением любого «производственного
совещания» заказчика, о котором, к тому же, «вспомнили» в последний момент, у
аутсорсера при этом возникают, но они легко компенсируются наличием диктофонов
и скайпа или его аналогов.
Еще одна «ментальная» неочевидная, но
существенная выгода для собственника бизнеса от работы с аутсорсером состоит в
следующем: собственному пресс-секретарю, даже высокопрофессиональному, можно
сказать крылатую фразу «Я – начальник, ты – дурак!» И он либо смирится с
неадекватным запросам рынка поручением, как можно менее «косо» его выполнит,
что не даст никакого результата собственно бизнесу, либо уволится. И подобные
отношения могут длиться годами, а потом собственник сетует, что от пресс-службы
никакого толку, а пресс-секретари – бездельники.
Аутсорсеру так сказать гораздо сложнее.
Дело в том, что он не является подчиненным владельца бизнеса. Он – партнер,
контрагент, но не «холоп», он – ровня. И с его профессиональным мнением,
компетентным в его среде, считаться и смиряться приходится. Личные амбиции
страдают, но дело – чаще всего – выигрывает. А сам собственник бизнеса, помимо
прибыли, получает качественно новое понимание информационных процессов и,
порою, осознает, что он – гений не во всех областях знания.
Самые
неочевидные
Штатные сотрудники пресс-службы,
работающие в компании не первый год, с одной стороны, досконально знают (в
идеале) бизнес-процессы, историю и особенности бизнеса, нишу, партнеров и
конкурентов, клиентов и акционеров со всею их подноготной, «фишки» отрасли и
компании и т.д. С другой же – они со временем начинают воспринимать окружающую
их информацию как нечто само собой разумеющееся. Глаз «замыливается»,
инфоповоды высасываются из пальца, а реально востребованные новости не попадают
даже в черновик. Кроме того, тексты пишутся по шаблону, формулировки становятся
все более «кондовыми», нечитабельными и не воспринимаются человеком со стороны.
Пресс-служба на аутсорсинге обычно ведет
по информационным потокам не один бизнес, а десятки, если не сотни. Поэтому
каждая конкретная компания заново «открывается» ею при новом поводе для работы.
Отсюда – более яркие, «вкусные», конкурентоспособные новости и – соответственно
– публикации.
Штатного пресс-секретаря зачастую сложно
замотивировать на личностный и профессиональный рост. Особенно, когда владелец
бизнеса не разбирается в инфопотоках совершенно. Ему «втюхивают», что все в
порядке и даже лучше, он сомневается, но терпит. А пресс-секретарь работает по
шаблону, брезгует продвижением в соцсетях (SMM),
если снимает видео – то скучный официоз, не ищет новые каналы распространения
информации и т.д. Ему расти некуда. Разве что – перейти в более солидную
компанию.
Аутсорсер, напротив, вынужден заниматься
самосовершенствованием и освоением новых инструментов продвижения, поиском новых
каналов передачи, выстраиванием информационной логистики и т.д. – ежечасно. Это
– его бизнес. По той же причине аутсорсеру совершенно не рентабельно «сливать»
конфиденциальную информацию о клиенте его конкурентам – репутация зарабатывается
годами, а рушится иногда от одного «косяка». Недовольный же зарплатой или
косыми взглядами начальства, а то и увольнением пресс-секретарь запросто может
пойти на такой шаг из мести или корысти.
Продолжать можно до бесконечности.
Состояние
рынка
Первые интернет-ресурсы, предлагающие
размещение пресс-релизов и новостей, как на бесплатной, так и на платной
основе, а также их грамотное написание, рассылку по базе журналистов и СМИ и
т.д., появились довольно давно. Причем, ошибочно думать, что бесплатное
размещение не дает ничего. Недавний рядовой релиз Мастерской был воспроизведен
на 124 ресурсах и только на одном из них просмотрен свыше 2400 раз. Это –
далеко не предел, а ресурсы, с которыми работает «Мастерская пресс-релизов» на
безвозмездной основе, исчисляются десятками. И это – также неполный список.
Причем, «прописаны» они как в России, так и в Украине.
Стоимость написания пресс-релиза
квалифицированным специалистом в Рунете колеблется от 500 до 3000 рублей,
рассылка готового релиза по имеющейся у исполнителя базе данных - от 1500 до
5000 рублей, мониторинг - до 15 000 рублей в месяц. Здесь я намеренно не
анализирую многочисленные «биржи контента», на которых «настоящий пресс-релиз»
Вам напишут за 15 минут и в пределах 30 рублей. Не читал, но сомневаюсь.
Появились и отдельные компании,
позиционирующие себя как пресс-службы на аутсорсинге (они есть в Москве, Перми,
Ростове-на-Дону – список неполон). Причем, некоторые из них работают годами,
формируют рынок и задают на нем тон. Но в целом говорить о сформированном рынке
эффективных связей с общественностью в России особенно не приходится. Слишком
рано. Но об этом – разговор отдельный.
Конкретные рекомендации по подбору
пресс-службы на аутсорсинге для владельцев бизнеса «Мастерская пресс-релизов»
даст в одной из следующих публикаций на эту тему.
Алексей Гриценко
Вот и замотивировали меня разобраться, как вставляется код HTML в страницу блога...
ОтветитьУдалить