Мой тренинг

Организация «Мастерская пресс-релизов» размещена на сайте по адресу
http://smartafisha.ru/rostov-na-donu/organization/masterskaya-press-relizov

среда, 5 декабря 2012 г.

Эссе. Пресс-служба на аутсорсинге: что покупаем?


Подготовка, распространение и мониторинг публикаций о любом бренде, включая персональный, корпоративный, товарный и т.д., как и любая услуга, осваивается аутсорсерами довольно давно. Но рынок этот еще находится в зачаточном состоянии.


Очевидная выгода

Не станем останавливаться подробно на совершенно понятных плюсах любого бизнес-процесса, отданного на аутсорсинг, которые присущи и «удаленной пресс-службе». Это – снятие проблем с организацией рабочих мест, комплектованием штата, соцвыплатами и гарантиями, лицензионным ПО, требованиями ТК РФ и т.д. Все эти хлопоты берет на себя аутсорсер. Правда, заказчик лишается таких бонусов, как возможность нагрузить пресс-секретаря или пресс-службу неограниченным кругом обязанностей – компании-аутсорсеру платить придется за каждый шаг.

Есть и менее очевидные плюсы делегирования функций пресс-службы сторонней профессиональной организации. Первый – пресс-служба обычно настолько «встроена» в бизнес (в самом широком понимании слова, т.е. это относится и к госструктурам, общественным организациям, политикам и т.д.), что главным критерием ее работы является удовлетворение собственника бизнеса и его амбиций, т.е. количество и статусность публикаций о компании и первом лице. Аутсорсеры «встроены» в медиа-среду (шире – в общество) и зарабатывают деньги, поэтому им нужно хорошее портфолио успешных клиентов, т.е. результаты в совершенно другой плоскости – рост успешности бизнеса, сопровождением которого занимается аутсорсер.

Второй – в пресс-службу чаще всего берут специалистов по связям с общественностью (или пиарщиков), которые заточены на «освоение» рекламного бюджета. Не все, конечно, но процентов 80. Для них важнее контракты, отчеты и глянец на всем, чем оперативное реагирование на экстренные ситуации, что является одной из причин серьезного «недолюбливания» друг друга пресс-секретарями и журналистами. Аутсорсер же скорее возьмет в исполнители опытного журналиста, который будет ковать «вкусные» новости, распространяемые без рекламных бюджетов (экономия, однако!).

Неочевидные выгоды

Малый и средний бизнес (опять же, в широком понимании термина), работающий в глубинке, зачастую сталкивается с совершенно объективным дефицитом толковых журналистов и/или пиарщиков, плюс – с неадекватными расценками на услуги. Пресс-служба на аутсорсинге легко снимает эту проблему, т.к. может работать из любого региона, из любой точки мира. Да, определенные сложности с посещением любого «производственного совещания» заказчика, о котором, к тому же, «вспомнили» в последний момент, у аутсорсера при этом возникают, но они легко компенсируются наличием диктофонов и скайпа или его аналогов.

Еще одна «ментальная» неочевидная, но существенная выгода для собственника бизнеса от работы с аутсорсером состоит в следующем: собственному пресс-секретарю, даже высокопрофессиональному, можно сказать крылатую фразу «Я – начальник, ты – дурак!» И он либо смирится с неадекватным запросам рынка поручением, как можно менее «косо» его выполнит, что не даст никакого результата собственно бизнесу, либо уволится. И подобные отношения могут длиться годами, а потом собственник сетует, что от пресс-службы никакого толку, а пресс-секретари – бездельники.

Аутсорсеру так сказать гораздо сложнее. Дело в том, что он не является подчиненным владельца бизнеса. Он – партнер, контрагент, но не «холоп», он – ровня. И с его профессиональным мнением, компетентным в его среде, считаться и смиряться приходится. Личные амбиции страдают, но дело – чаще всего – выигрывает. А сам собственник бизнеса, помимо прибыли, получает качественно новое понимание информационных процессов и, порою, осознает, что он – гений не во всех областях знания.

Самые неочевидные

Штатные сотрудники пресс-службы, работающие в компании не первый год, с одной стороны, досконально знают (в идеале) бизнес-процессы, историю и особенности бизнеса, нишу, партнеров и конкурентов, клиентов и акционеров со всею их подноготной, «фишки» отрасли и компании и т.д. С другой же – они со временем начинают воспринимать окружающую их информацию как нечто само собой разумеющееся. Глаз «замыливается», инфоповоды высасываются из пальца, а реально востребованные новости не попадают даже в черновик. Кроме того, тексты пишутся по шаблону, формулировки становятся все более «кондовыми», нечитабельными и не воспринимаются человеком со стороны.

Пресс-служба на аутсорсинге обычно ведет по информационным потокам не один бизнес, а десятки, если не сотни. Поэтому каждая конкретная компания заново «открывается» ею при новом поводе для работы. Отсюда – более яркие, «вкусные», конкурентоспособные новости и – соответственно – публикации.

Штатного пресс-секретаря зачастую сложно замотивировать на личностный и профессиональный рост. Особенно, когда владелец бизнеса не разбирается в инфопотоках совершенно. Ему «втюхивают», что все в порядке и даже лучше, он сомневается, но терпит. А пресс-секретарь работает по шаблону, брезгует продвижением в соцсетях (SMM), если снимает видео – то скучный официоз, не ищет новые каналы распространения информации и т.д. Ему расти некуда. Разве что – перейти в более солидную компанию.

Аутсорсер, напротив, вынужден заниматься самосовершенствованием и освоением новых инструментов продвижения, поиском новых каналов передачи, выстраиванием информационной логистики и т.д. – ежечасно. Это – его бизнес. По той же причине аутсорсеру совершенно не рентабельно «сливать» конфиденциальную информацию о клиенте его конкурентам – репутация зарабатывается годами, а рушится иногда от одного «косяка». Недовольный же зарплатой или косыми взглядами начальства, а то и увольнением пресс-секретарь запросто может пойти на такой шаг из мести или корысти.

Продолжать можно до бесконечности.

Состояние рынка

Первые интернет-ресурсы, предлагающие размещение пресс-релизов и новостей, как на бесплатной, так и на платной основе, а также их грамотное написание, рассылку по базе журналистов и СМИ и т.д., появились довольно давно. Причем, ошибочно думать, что бесплатное размещение не дает ничего. Недавний рядовой релиз Мастерской был воспроизведен на 124 ресурсах и только на одном из них просмотрен свыше 2400 раз. Это – далеко не предел, а ресурсы, с которыми работает «Мастерская пресс-релизов» на безвозмездной основе, исчисляются десятками. И это – также неполный список. Причем, «прописаны» они как в России, так и в Украине.

Стоимость написания пресс-релиза квалифицированным специалистом в Рунете колеблется от 500 до 3000 рублей, рассылка готового релиза по имеющейся у исполнителя базе данных - от 1500 до 5000 рублей, мониторинг - до 15 000 рублей в месяц. Здесь я намеренно не анализирую многочисленные «биржи контента», на которых «настоящий пресс-релиз» Вам напишут за 15 минут и в пределах 30 рублей. Не читал, но сомневаюсь.

Появились и отдельные компании, позиционирующие себя как пресс-службы на аутсорсинге (они есть в Москве, Перми, Ростове-на-Дону – список неполон). Причем, некоторые из них работают годами, формируют рынок и задают на нем тон. Но в целом говорить о сформированном рынке эффективных связей с общественностью в России особенно не приходится. Слишком рано. Но об этом – разговор отдельный.
Конкретные рекомендации по подбору пресс-службы на аутсорсинге для владельцев бизнеса «Мастерская пресс-релизов» даст в одной из следующих публикаций на эту тему.

Алексей Гриценко

1 комментарий:

  1. Вот и замотивировали меня разобраться, как вставляется код HTML в страницу блога...

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы