Личный сайт автора

Личный сайт автора - https://alexeygricenko.ru/

воскресенье, 17 марта 2019 г.

Административное законодательство в России может работать намного эффективнее


Совету Федерации рекомендовано создать рабочую группу по уточнению полномочий Федерации и ее субъектов в сфере административного права, а Государственной Думе — ускорить принятие ряда изменений в КоАП РФ.




15 марта 2019 г. член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова провела «круглый стол» на тему «Административно-деликтное законодательство: вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ».


Мероприятие прошло в РАНХиГС. В нем участвовали члены СФ, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты РФ, представители МВД, Минюста, Генпрокуратуры, Верховного Суда, региональных органов государственной власти из Ростовской и Владимирской областей, Краснодарского края, а также образовательного и научного сообществ.


Одной из из ключевых рекомендаций, высказанных участниками, стало предложение создать временную комиссию Совета Федерации по совершенствованию административно-деликтного законодательства, в том числе, в части разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ. Рекомендация высказана представителями Ростовской области и поддержана представителями научного сообщества РАНХиГС.


- Субъекты РФ бьют тревогу, называя сложившуюся ситуацию «эрозией» регионального административно-деликтного законодательства и всерьез опасаются, что вскоре их специально созданные административные комиссии и прочие правоприменительные органы станут рудиментом административно-юрисдикционной системы. Практически все регионы единодушно высказались о необходимости скорейшего разрешения целого ряда проблем. При этом лидируют такие сферы, как благоустройство и охрана общественного порядка и общественной безопасности, — в частности, отметила Ирина Рукавишникова.


По словам парламентария, важнейшей проблемой в настоящее время является несоответствие существующего принципа разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях потребностям общества. В большинстве субъектов РФ нормы региональных законов, предусматривающие административную ответственность за нарушения, находящиеся в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, становятся предметом прокурорского реагирования как несоответствующие федеральному законодательству. При этом суды в подавляющем большинстве случаев занимают сторону прокуратуры. Если в отраслевом федеральном законодательстве, принятом по предметам совместного ведения, предусмотрено, что ответственность наступает в соответствии с законодательством РФ, то данный вопрос может иметь только федеральное значение. И, несмотря на отсутствие в КоАП РФ соответствующих норм, региональный закон признается противоречащим федеральному кодексу.

- Вторая актуальная проблема регионального значения, которая также является следствием несовершенства действующего КоАП РФ, – это проблема составления протоколов сотрудниками полиции по тем составам административных правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые установлены региональными законами. С июля 2014 года регионы обязаны самостоятельно обслуживать все региональные составы, либо заключать соответствующие соглашения с МВД России. Сейчас, по имеющейся информации, соглашения заключили только 16 субъектов Российской Федерации. Регионы предлагают либо отменить механизм возмездных соглашений, либо включить наиболее типичные для регионов составы в федеральный кодекс. Тем более что их перечень уже сформирован МВД России, — сказала Ирина Рукавишникова.

Кстати, свой вклад в решение данной проблемы внесло и Законодательное Собрание Ростовской области. В 2017 году депутатами был направлен запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности положений абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодательное Собрание поставило под сомнение справедливость сложившейся ситуации, когда по-сути, обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности поставлено в зависимость от заключения соглашений, а также тех условий, которые в нем прописаны.

И на сегодняшний день, благодаря настойчивости депутатского корпуса Донского парламента, все регионы России получили очень ценные для административной практики разъяснения положений действующего федерального законодательства в правоохранительной сфере. Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 2 июля 2018 года № 27-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» выразил мнение от том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут быть принуждены к подписанию соответствующих соглашений на неприемлемых для себя организационно-правовых, финансовых или иных условиях. А должностные лица органов внутренних дел обязаны в рамках полномочий, возложенных на них федеральным законодательством, оказывать содействие в привлечении виновных в совершении предусмотренных законами субъектов Российской Федерации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность в том числе и при отсутствии соответствующих соглашений.

Эти разъяснения полностью не решают проблемы. Поэтому участники круглого стола сочли необходимым рекомендовать Государственной Думе РФ ускорить рассмотрение проектов федеральных законов о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в части уточнения отдельных положений и составов Кодекса в области благоустройства территорий поселений, установлении административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях и др.


#КоАП, #Ирина_Рукавишникова, #административное_законодательство, #Совет_Федерации, #Ростовская_область, #тишина_и_покой, #благоустройство

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы