Мой тренинг

Организация «Мастерская пресс-релизов» размещена на сайте по адресу
http://smartafisha.ru/rostov-na-donu/organization/masterskaya-press-relizov

четверг, 25 июля 2013 г.

Эссе. Подлежат ли блоги регистрации по аналогии со СМИ?

Блогерство настолько прочно входит в нашу жизнь, что набрасыванием на него «уздечки» уже всерьез озаботились самые высшие эшелоны российской власти. Вынашивается даже идея уравнять высокопосещаемые блоги со СМИ и заставить их владельцев проходить регистрацию…


15 июля известный московский (а в прошлом – ростовский) теоретик и практик журналистики и PR Андрей Мирошниченко опубликовал на портале colta.ru статью «Чтоб к перу приравняли курсор: будут ли регистрировать блогеров как СМИ?». Автор подробно разбирает отличия подобных попыток за рубежом и в России, перспективы такого нововведения, статусы будущих официальных СМИ и блогов, а также их господдержку.

Не могу не сказать несколько слов о реальности подобной затеи.

У кого проблем будет больше?


Предположим, законодатель повелся, пошел на поводу у тех, кто стремится захомутать печатное и непечатное слово, получить над ним полный контроль. Последним не дает покоя ностальгия по советским временам, когда районную власть могла критиковать только областная газета, вовсю работала цензура и т.д.

Предположим, под обязательную регистрацию подпадут блоги с посещаемостью 1000 человек в сутки и больше. Это – по аналогии с газетами, которые должны регистрироваться, если тираж превысил 999 экземпляров.

Первая же проблема возникнет практически моментально. Любой блогер, которого потянут за шиворот (едва не написал «в ЗАГС») получать лицензию СМИ, обратится в Конституционный суд с иском: так, мол, и так, реализую статью Конституции РФ о том, что каждый гражданин имеет право на сбор, обработку и распространение информации; делаю это не из корыстных целей, а для себя; и в том, что посетителей много, я не виноват! А на лицензию у меня нет денег!

И у него будет огромное количество шансов выиграть этот процесс!

Большинство же блогеров пойдет на всяческие хитрые штучки (искусственное занижение показателей посещаемости, рассредоточение своей огромной целевой аудитории с одного ресурса на несколько и т.д.). И попробуй, докажи, что он «тысячник»?

Кроме того, на отслеживание посещаемости и регистрируемости блогеров, на контроль надо всей блогосферой нужно будет посадить такую армию чиновников, которую не в силах будут содержать даже ведущие мировые экономики…

Тупичок-с, господа…

Что же делать?


Если запретить интернет или жестко цензурировать его невозможно по многим причинам, а досаждает он изрядно, как же поступить бедным законодателям и всем, кто натерпелся от блогеров?

Выдаю пошаговую инструкцию. Бесплатно.

Первое: признать блогосферу и весь Интернет неотъемлемой частью современной жизни со всеми вытекающими. Например, что с помощью Интернета можно собирать людей на митинги и на благие дела, в нем можно работать и зарабатывать, осуществлять денежные расчеты и строить бизнес-империи.

Второе: реально посмотреть на существующие каналы распространения информации. По объемам рекламы Интернет уже обогнал все медийные отрасли, кроме ТВ, но и это не за горами. Лицензия официального СМИ дает его владельцам и сотрудникам очень немного: призрачные или очень призрачные шансы на финансовую господдержку, право именоваться «средством массовой информации» и шанс потребовать от чиновника ответа на журналистский запрос быстрее, чем на обращение рядового гражданина или блогера. На критические публикации в СМИ наши власти обычно реагируют только в двух случаях: если сами их инициировали, либо если кого-то из чиновников персонально зацепили слишком серьезно. Все!

Поэтому, третье: оставить регистрацию СМИ, как она есть, дополнив простым тезисом, что любой сайт или блог имеет право зарегистрироваться в качестве СМИ. Например, если рассчитывает на ту же самую финансовую господдержку. Можно и дальше пойти, отменив обязательную регистрацию печатных СМИ с тиражом от 1000 до 5000 (кому надо, и так обходят это требование преспокойно).

Четвертое и последнее: жестко соблюдать закон в отношении всех участников информационного обмена. Например, если блогер нахамил, его нужно привлекать к такой же ответственности, как журналиста федерального издания, совершившего аналогичный поступок.

Если чиновник не ответил на критическую публикацию в СМИ, он должен понести ответственность. Причем, такую же, как если бы он проигнорировал обращение рядового налогоплательщика со своей неотложной проблемой…

Послесловие


Лично я не верю, что закон о регистрации блогеров будет принят. Общество и государственный механизм не готовы к нему совершенно. И даже если его по каким-либо причинам примут, он работать не будет! Разве что опять перейти к тоталитарному строю и тотальной цензуре?

Поэтому, уважаемые дамы и господа, работаем спокойно. Аркана для блога еще не придумали…


Алексей Гриценко

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы