В этой статье описаны не какие-то теоретические выкладки, а опорные
точки, которые помогали мне достигать следующих результатов в дистанционной
работе одновременно с сенатором РФ и с муниципальным чиновником в
городе-миллионнике.
С упоминанием каждого из них за
2021 год вышло около 2700 публикаций в федеральных, региональных и местных СМИ.
Это, в среднем, 7,4 публикаций в сутки. Бюджет на сопровождение в обоих случаях
отсутствовал.
Точка первая: Слова.
Пиарщики политиков и чиновников
довольно часто употребляют в пресс-релизах и иных PR-текстах разнообразные
слова, не слишком задумываясь над тем, как эти слова будут восприняты
журналистами и целевыми аудиториями общественности.
Первая распространённая
ошибка в этой сфере – попытка пиарщика расхвалить или разрекламировать
своего руководителя, либо какие-то его совершения, придать им особую
общественную значимость.
Яркий пример подобной пакетики
– «состоялось совещание». Слово «состояться» в толковом словаре имеет два
основных значения.
Первое – добиться успеха,
состояться как человек.
Второе – совершается какое-либо
яркое и значимое для многих событие, которое общественность с нетерпением ждала
и которое могло не свершится.
Например, состоялась
торжественная церемония вручения государственных наград или церемония
бракосочетания первого лица государства, полет первой киносъемочной группы в
Космос.
Практически во всех остальных
случаях подобный эпитет совершенно неуместен. Что торжественного и общественно
значимого заключается в проведении очередного совещания, заседания, даже в
подписании рабочего соглашения о сотрудничестве?
Другой вариант неуместного
словоупотребления – «известный политик» или «известный общественный деятель».
Если он действительно известен
широким массам, упоминать об этом ни к чему. Если же он не имеет подобной
широкой известности, то лгать, тем более, не стоит.
Вторая группа
распространённых ошибок на уровне лексики – бессознательное занижение
статуса своего руководителя, когда речь идёт о каких-либо мероприятиях, на
которые руководитель приглашен не в статусе первого лица.
Обычно пиарщики пишут, что
депутат или чиновник «принял участие» в таком-то мероприятии.
Ёрничаю, но столы и стулья также
принимали участие в этом мероприятии – руководитель равен им по статусу и
значимости?
Он как лидер принимает
управленческие решения и воплощает их в жизнь, а участие в чём бы то ни было
принимает массовка, серая безликая масса. Стоит ли ставить на одну доску с нею
вашего руководителя?
Совершенно нормальный подход
при показе, что ваш руководитель отметился на каком-то статусном мероприятии,
это рассказ о принятых в ходе данного события общественно значимых решениях,
экспертный комментарий, в котором допустимо упомянуть, когда именно и где эти
решения приняты (если это реально важно).
Третья группа
распространённых ошибок связана с попыткой отчитаться о проделанной работе.
Яркий пример – «за отчётный период».
Подобные формулировки сразу
наталкивают журналиста на весьма неприятную, но обоснованную мысль: вы хотите
похвастаться о проделанной вашим руководителем работе и похвалить или
разрекламировать его.
С этим нужно обращаться сразу в
рекламный отдел любого СМИ, а вовсе не к журналистам.
Кстати, аналогично воспринимают
отчёты политиков или чиновников и представители широкой общественности. Раз
пришёл отчитываться и хвалить себя, значит скоро выборы. И восприятие подобного
отчёта происходит по известной русской поговорке: «мели, Емеля, твоя неделя».
Четвёртая группа ошибок,
связанная со словоупотреблением в пресс-релизах и других PR-текстах, это
использование различных сложных профессиональных терминов, иностранных слов,
жаргонизмов и т.д., которые различными людьми могут быть истолкованы совершенно
по-разному.
Если мы общаемся с
неопределённым кругом лиц, а так всегда и происходит во время коммуникаций
чиновника и или политика с общественностью через СМИ, то говорить необходимо
максимально кратко, емко, понятно и однозначно, чтобы у журналистов и их
аудитории не было возможности истолковать наши слова превратно.
Пятая типовая ошибка –
говорить «мы» или вообще обезличено, а также в страдательном залоге
(департаментом экономики проведен). Политик или чиновник – лидер, обладающий
определенными полномочиями и определенной ответственностью.
Принятые и проводимые им
управленческие решения должны ассоциироваться с ним персонально, а не с некой
безликой массой. Все остальные варианты воспринимаются как попытки ухода от
ответственности, что формирует соответствующее отношение к самому спикеру.
Лексических ошибок в
пресс-релизах существует гораздо больше. Типовые их примеры я собрал в своей
книге «100 запретных слов для босса и пиарщика».
И последнее замечание: когда мы
пишем PR-текст, особенно, пресс-релиз, наши эмоции и оценки не интересуют ни
журналистов, ни их аудиторию.
Мы, пиарщики, не являемся для
них общепризнанными авторитетами, к мнению которых следует прислушиваться.
Поэтому любые попытки вставить
в пресс-релиз наши эмоции и оценочные суждения встречают резкое неприятие.
В пресс-релизе эмоции и оценки
допустимы только в цитате руководителя, да и там они не всегда нужны.
Ссылка на книгу – https://ridero.ru/books/1_0_0_zapretnykh_slov_dlya_bossa_i_piarshika/.
(продолжение следует)
#pr, #связи_с_общественностью, #pr_в_госсекторе, #100_запретных_слов,
#лексика
Комментариев нет:
Отправить комментарий