Первый настоящий античный театр, в котором я побывал, расположен в разрушенном землетрясением городе Хиераполисе. Второй — в антично-современном Сиде. С разной частотой, но оба периодически используются по прямому своему назначению до сих пор — здесь дают представления.
Когда подходишь к театру в Хиераполисе
с верхнего пропускного пункта в
архитектурно-природный комплекс
Хиераполис и Памуккале, он не производит
впечатления чего-то грандиозного (мы
заходим с «тыла», сами того не зная, ведь
подобные сооружения древние греки очень
продуманно строили на склоне холма).
Поднимаешься себе на холм, перед тобой
— невысокая стена…
Делаешь еще пару шагов и оказываешься
на вершине огромной получаши античного
театра. Он поражает вместительностью,
величественностью, красотой. Гид
усаживает группу на каменные «скамьи»,
которым каких-то пара тысяч лет, и просит
нас (человек 30) похлопать в такт с ним в
ладоши. Задает ритм. И не проходит минуты,
как весь театр наполняется гулом наших
хлопков — ощущение непередаваемое!
Нас просят представить, что же здесь
творилось, когда театр был заполнен до
отказа… А вмещал он — по разным данным
— 12-15 тысяч человек! Как сообщает наш
гид с поэтичным именем Ильхам (Вдохновение),
в Хиераполисе был еще один театр поменьше
— на 5000 человек. Театры в то время
посещали исключительно мужчины, поэтому
самый скромный подсчет (на 1 мужчину
приходятся, как минимум, 1 женщина, 1
ребенок и 1 раб) позволяет определить,
что население древнего города составляло
не менее 50-70 тысяч человек!
Чудеса акустики объясняются мастерством
и знаниями древних архитекторов —
лавка-ступень выточена так, что «сиденье»
немного выступает вперед, как полочка,
а под ним сделано округлое углубление
на протяжении всего ряда. И так — каждый
ряд. Именно эти углубления создают
мощный резонанс.
Реставрировать этот театр начали в
середине ХХ века, и сделано очень много.
Расчищены зрительные ряды и сцена или
арена. Прекрасно видна ложа императора
в центре. На сцене (а она сохранилась на
удивление хорошо) высятся колонны и
статуи античных богов. И весь древний
город как будто положен к ногам этого
величественного театра…
Его собрат в Сиде, напротив, выстроен
не на холме — здешним архитекторам
потребовалось гораздо больше камня.
Так возводили свои театры римляне. Хотя
и этот изначально был возведен греками
— в одном из мест зрительного зала
специально обнажена древнегреческая
кладка. Он вмещал — по разным данным —
от 8 до 20 тысяч человек, хотя визуально
показался мне компактнее, чем в
Хиераполисе.
Тот же полукруг, спускающийся к сцене
(здесь она сохранилась хуже и выглядит
беднее). Та же акустика, хотя сами ряды
зрительного зала сделаны немного иначе.
Здесь нет выделенной императорской
ложи, зато есть стена перед первым рядом
— гладиаторские бои на арене проходили
с участием диких животных, и стену
возвели для безопасности высокопоставленных
зрителей.
Опоясан театр крытой галереей, которая
проходит под верхними ярусами зрительного
зала. А за стенами театра — как и в других
античных городах — храм покровителя
города (Аполлона), жилые кварталы знати
(она селилась вокруг театра), неподалеку
— дом проконсула…
И в том, и в другом театре так хотелось
задержаться подольше, но неумолимые
гиды собирали группу и везли к очередным
достопримечательностям Турции...
Окончание об особенностях Турции
следует
Подобные публикации: «На
турецкой волне — два музея», «На
турецкой волне — личная обзорная
экскурсия по Сиде», «На
турецкой волне — место упокоения Николая
Чудотворца»
#Сиде,
#Турция, #отдых_в_Турции,
#античный_театр,
#Хиераполис
Комментариев нет:
Отправить комментарий