Личный сайт автора

Личный сайт автора - https://alexeygricenko.ru/

четверг, 8 ноября 2018 г.

На турецкой волне — два античных театра


Первый настоящий античный театр, в котором я побывал, расположен в разрушенном землетрясением городе Хиераполисе. Второй — в антично-современном Сиде. С разной частотой, но оба периодически используются по прямому своему назначению до сих пор — здесь дают представления.




Когда подходишь к театру в Хиераполисе с верхнего пропускного пункта в архитектурно-природный комплекс Хиераполис и Памуккале, он не производит впечатления чего-то грандиозного (мы заходим с «тыла», сами того не зная, ведь подобные сооружения древние греки очень продуманно строили на склоне холма). Поднимаешься себе на холм, перед тобой — невысокая стена…



Делаешь еще пару шагов и оказываешься на вершине огромной получаши античного театра. Он поражает вместительностью, величественностью, красотой. Гид усаживает группу на каменные «скамьи», которым каких-то пара тысяч лет, и просит нас (человек 30) похлопать в такт с ним в ладоши. Задает ритм. И не проходит минуты, как весь театр наполняется гулом наших хлопков — ощущение непередаваемое!



Нас просят представить, что же здесь творилось, когда театр был заполнен до отказа… А вмещал он — по разным данным — 12-15 тысяч человек! Как сообщает наш гид с поэтичным именем Ильхам (Вдохновение), в Хиераполисе был еще один театр поменьше — на 5000 человек. Театры в то время посещали исключительно мужчины, поэтому самый скромный подсчет (на 1 мужчину приходятся, как минимум, 1 женщина, 1 ребенок и 1 раб) позволяет определить, что население древнего города составляло не менее 50-70 тысяч человек!


Чудеса акустики объясняются мастерством и знаниями древних архитекторов — лавка-ступень выточена так, что «сиденье» немного выступает вперед, как полочка, а под ним сделано округлое углубление на протяжении всего ряда. И так — каждый ряд. Именно эти углубления создают мощный резонанс.


Реставрировать этот театр начали в середине ХХ века, и сделано очень много. Расчищены зрительные ряды и сцена или арена. Прекрасно видна ложа императора в центре. На сцене (а она сохранилась на удивление хорошо) высятся колонны и статуи античных богов. И весь древний город как будто положен к ногам этого величественного театра…



Его собрат в Сиде, напротив, выстроен не на холме — здешним архитекторам потребовалось гораздо больше камня. Так возводили свои театры римляне. Хотя и этот изначально был возведен греками — в одном из мест зрительного зала специально обнажена древнегреческая кладка. Он вмещал — по разным данным — от 8 до 20 тысяч человек, хотя визуально показался мне компактнее, чем в Хиераполисе.



Тот же полукруг, спускающийся к сцене (здесь она сохранилась хуже и выглядит беднее). Та же акустика, хотя сами ряды зрительного зала сделаны немного иначе. Здесь нет выделенной императорской ложи, зато есть стена перед первым рядом — гладиаторские бои на арене проходили с участием диких животных, и стену возвели для безопасности высокопоставленных зрителей.



Опоясан театр крытой галереей, которая проходит под верхними ярусами зрительного зала. А за стенами театра — как и в других античных городах — храм покровителя города (Аполлона), жилые кварталы знати (она селилась вокруг театра), неподалеку — дом проконсула…


И в том, и в другом театре так хотелось задержаться подольше, но неумолимые гиды собирали группу и везли к очередным достопримечательностям Турции...

Окончание об особенностях Турции следует


#Сиде, #Турция, #отдых_в_Турции, #античный_театр, #Хиераполис

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога

Общее·количество·просмотров·страницы