Новую и дефицитную в России, но уже довольно популярную на Западе профессию блог-секретаря компании в эксклюзивном интервью «Мастерской пресс-релизов» представила Марина Акулич, блог-секретарь Группы МТС, признанный российский специалист по управлению репутацией компании и лояльностью потребителей в социальных медиа и блогах. Наша встреча прошла в рамках четвертой премии «Серебряный Лучник-Юг» и первого Форума коммуникаций Юга России.
- Какими качествами должен обладать
эффективный блог-секретарь любой компании?
- Во-первых, специалист должен уметь
действовать очень быстро. Потому, что онлайн – это не печатные издания, в
онлайне информация распространяется молниеносно. За пять минут у тебя может
быть тысяча репостов.
Во-вторых, этот специалист должен быть в
бОльшей мере тактиком, нежели стратегом. Скрупулезная аналитика, стратегия –
это все здорово, но пока человек будет думать, как бы ему правильно ответить,
пройдет критическое время, и ты уже ничего не сможешь остановить. Поэтому
быстрота и тактика – главное.
Безусловно, блог-секретарь должен
безупречно владеть русским языком, уметь «держать себя в руках», то есть со
всеми общаться корректно и вежливо, соблюдать нормы этичного общения. Люди в
Сети бывают разные, и очень часто общаются очень агрессивно, но на это не нужно
остро реагировать, ведь обиды или негативное настроение никогда не приведут к
конструктивному решению.
И самое важное – это умение слышать
собеседника. Блог-секретарь – это всегда «психотерапевт», и он должен помнить,
что его главная задача – помочь клиенту, причем максимально оперативно и
корректно.
- Есть ли какие-то обязательные для
блог-секретаря навыки, например, журналистское или филологическое образование?
- Обязательные навыки – грамотная
русская речь, умение держаться на публике, навыки публичного общения. Очень
важно знать сам предмет: понимать
специфику общения и особенности аудитории различных социальных сетей, быть знаком
со всем инструментарием, который предлагают разные соцсети. Если человек
говорит, что он хочет работать на компанию в социальных сетях, потому что у
него есть аккаунт ВКонтакте, то это не подойдет.
И, конечно, у блог-секретаря должно быть
огромное желание общаться с людьми и быть готовым к бесконечным диалогам и
объяснениям. Эта профессия – не для интровертов! Мне в этом плане повезло,
потому что первое образование у меня – педагогическое. Ведь работа
блог-секретаря немного похожа на работу педагога – терпение, такт, объяснение и
«спокойствие, только спокойствие»!
- А фото, видео, их обработка? Или это
не Ваша задача?
- В случае с МТС этот функционал не
входит в мои задачи из-за огромного объема фото- и видео-материалов, которые мы
размещаем. На помощь нам приходит агентство. Если же речь идет о блог-секретаре
небольшой компании с ограниченным штатом и потребностями, то, безусловно, у
человека должны быть основы технических
навыков: верстки HTML, конвертации для Youtube и заливки на него видео.
- Вы где-то учились этой профессии?
- В России сейчас нет специализированных
курсов или профильного образования по теме социальных сетей. Поэтому всё, что
нынешние SMM-специалисты знают и умеют, постигалось ими из собственной
практики. При этом с удовольствием отмечу, что состоявшиеся практики понимают и
видят необходимость образования молодых специалистов: мы выступаем на
конференциях, преподаем в ВУЗах. Например, я в Университетской бизнес-школе при
МГУ веду курс про социальные сети, рассказываю, что это такое, зачем в интернет
нужно идти компаниям, какие есть инструменты работы в интернете с различной
аудиторией и т.п.
- Если можно, в нескольких словах, как
Вы пришли в эту уникальную для России профессию?
- Началось все в 2007 году, когда в
агентстве «Р.И.М Porter Novelli» мы
делали замеры имиджа бренда МТС в социальных сетях. А через два года, помня о
нашей совместной работе, меня пригласила в компанию Елена Кохановская, директор
по связям с общественностью Группы МТС. Елена поставила передо мной очень
интересную и амбициозную задачу – стать пионером развития на российском рынке
направления PR-продвижения коммерческого бренда в социальных сетях.
Сразу было понятно, что идти по
стандартному пути и заниматься платным продвижением в блогах или созданием
узкопрофильных сообществ мы не будем. Регулярные исследования восприятия имиджа
российских компаний в интернете показали, что эти инструменты абсолютно не
влияют на общее соотношение позитива и негатива в интернете, а, следовательно,
они неэффективны.
Нужно было искать свой путь, и мы его
нашли. Потребителям важно внимание к их личной проблеме, интересно
непосредственно от бренда получать ответы на свои вопросы. Нашим приоритетом
стал онлайн-мониторинг упоминаний бренда МТС и работа с обратной связью от
клиентов. Эффективность данного подхода видна невооруженным взглядом –
количество позитивных упоминаний МТС выросло на 20-25% за первые два года
работы и продолжает расти.
- То есть блог-секретарь – это, в первую
очередь, работа с репутацией?
- Именно! Если у абонента возник вопрос,
о котором он написал в сети, моя задача – прийти и рассказать, как все
работает, объяснить, показать на пальцах, если нужно. Зачастую человек что-то
пишет в интернете и вообще не ожидает, что ему ответят. Поэтому когда
представитель МТС приходит к нему в пост и говорит: «Друг, мы сейчас тебе
поможем!», абонент чувствует удовлетворение от такого клиентоориентированного
подхода. Это позитивно сказывается на
уровне лояльности наших клиентов в целом
- Как Вы считаете, компаниям какого
уровня действительно необходимо иметь в штате собственного блог-секретаря?
- Все зависит от бизнеса компании. Если
это трубопрокатный завод, то блог-секретарь ему, скорее всего, вообще не нужен.
Но если тот же самый трубопрокатный завод является градообразующим предприятием
в своем городе, то там должен быть блог-секретарь. Потому что наверняка все
сферы деятельности этого предприятия
являются ключевыми ньюсмейкерами для всех городских форумов. И в этой
онлайн-среде у такой компании должен быть свой человек, который будет строить
позитивный образ градообразующего предприятия в умах молодежи: «Там работает
Вася, а он – клёвый парень! Я хочу к ним на работу!».
Для компаний, работающих только с
корпоративным рынком, не всегда нужен блог-секретарь как персонифицированная
личность. Но в идеале у такой компании должна быть онлайн-площадка, и
ответственный за нее сотрудник, где будет продвигаться благотворительность или
технологии, связанные бизнесом предприятия.
Встречаются и редчайшие случаи, когда
блог-секретарем становится сам владелец бизнеса. Например, Герман Клименко
представляет в сети небезызвестный Liveinternet и Ассоциацияю электронной
торговли России. Он – владелец компании и председатель этой ассоциации, но в
интернете сам отстаивает их интересы, и
в его случае это оправданное решение,
потому что Герман - популярный блоггер, он знает свою аудиторию и прекрасно с
ней общается.
- Бизнес любит статистику. Поэтому
напоследок нельзя ли какую-то интересную цифру?
- Сейчас страницы МТС в в социальных
сетях суммарно читает более 1,5 млн человек. У МТС больше всего подписчиков
среди телекоммуникационных брендов России! В рейтинге популярности мы
соседствуем с такими всемирными брендами как Coca-Cola, Рафаэлло и Сбербанк.
Беседовал Алексей Гриценко, фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий