Спрос на хороших
маркетологов и рекламистов в России безумный.
Это понятно, ведь каждый руководитель или собственник бизнеса, у
которого дела идут не очень хорошо, на продажах буквально помешан. Они ему
снятся.
Если буквально на пальцах
объяснять, чем же занимается маркетолог, получится всего две основные функции.
Первая – создание спроса (потребности)
потенциальных клиентов на имеющейся в наличии продукт (товар или услугу) в
чётко заданных объёмах.
Например, у вас на складе залежалась зимняя обувь в количестве 10.000
пар, маркетолог должен придумать акцию или серию акций, чтобы в кратчайшие
сроки и по приемлемым ценам реализовать эту продукцию. И. желательно, сделать
это максимально дёшево.
Если он перестарается и создаст спрос на 20.000 пар, это принесёт
вашей компании дополнительную головную боль.
Ведь недостающие 10.000 пар придётся где-то быстро искать, иначе ваши
клиенты будут недовольны, что желание купить в них пробудили, а необходимого продукта
в наличии нет.
Вторая функция маркетолога – за счёт тщательного анализа
потребностей потенциальных клиентов спрогнозировать спрос на тот или иной новый
продукт вашей продуктовой линейки.
Соответственно, маркетолог говорит вам, какими именно товарными
качествами должен обладать этот продукт, сколько и когда его необходимо
изготовить (доставить из другого региона), чтобы вся партия была максимально
выгодно и быстро распродана.
Для исполнения обеих этих
функций маркетологу и рекламисту разрешается любые ухищрения в рамках закона.
Он может и должен нажимать на болевые точки клиентов, пугать
потенциальных клиентов существующими и несуществующими напастями и предлагать
им радикальное спасение от страха посредством вашего продукта.
Либо рисовать им картины райской жизни, которую принесёт ваш продукт.
Иными словами, маркетолог и
рекламист просто обязаны манипулировать интересами и болями клиентов, чтобы
грамотно провести их по всей воронке продаж к покупке.
В знаменитой маркетинговой формуле АIDA (внимание, интерес, желание,
действие) маркетолог и рекламист полностью отвечают за первые три компонента, а
реализацией четвёртого пункта занимается ваш отдел продаж.
Тут идут в ход методики Роберта Чалдини, НЛП, любые иные ухищрения.
Главная цель – заарканить клиента и заставить его поделиться с вами частью
содержимого его кошелька.
Спрос на пиарщиков
существенно ниже, чем на профессиональных маркетологов. Этому есть ряд
объективных объяснений.
Во-первых, пиарщик не нужен «голодному» бизнесу,
который живёт от одного кассового разрыва до другого.
В пиарщике возникает потребность только тогда, когда бизнес сыт, а его
собственник или руководитель искренне хочет сделать что-то полезное для отрасли
или общественности, а не только для заработка.
Во-вторых, пиарщик работает с отношением (меняет
его с негативного на нейтральное или с нейтрального на позитивное).
Это бесценно, когда речь идет о создании репутации с нуля или о ее
защите в кризисной ситуации, когда любая реклама практически бессильна.
В той же формуле АIDA на его совести целиком и полностью лежат только
два первых пункта – внимание и интерес.
По двум оставшимся этапам – желание и действие – результаты работы
пиарщика могут выступать только катализатором (иногда – довольно мощным). Это –
предмет отдельного разговора.
Но пиарщик не должен даже пытаться подменить собой маркетолога или
рекламиста и стремиться напрямую заработать для компании деньги.
Он – про само существование бизнеса и его развитие, про рукопожатость,
а не про «бабло».
Он обязан приносить компании, организации, персональному бренду
общественную значимость и поддержку при реализации ключевых бизнес-проектов,
так называемые «репутационные очки».
И, чтобы делать это эффективно, пиарщик обязан говорить об
общественном интересе и участии бизнеса в этом общественном интересе, но никак
не о самом бизнесе.
Более того, чтобы СМИ и общественности была интересна его информация,
пиарщик должен начисто отказаться даже от попыток каких бы то ни было
манипуляций.
Он работает только с фактами, но находит такой ракурс для каждого
факта, в котором его одинаково комфортно обсуждать общественности и бизнесу.
Это – принципиально иная
профессия, не схожая с маркетингом и рекламой.
Я прекрасно знаю, что во многих вузах PR преподаётся вместе с
маркетингом и рекламой и относится к числу маркетинговых коммуникаций.
Но я убеждён, что, со временем, это недоразумение будет устранено. В
древности, когда ещё не было чёткого разделения различных научных дисциплин,
всё преподавали философы.
Не будем также забывать, что в момент своего основания, в 1755 году,
Московский государственный университет имел всего три факультета – философский,
юридический и медицинский. А сегодня их – 40.
Как другие дисциплины некогда отпочковались от философии, точно так
же, через какой-то временной отрезок, PR выделится из маркетинговых
коммуникаций в самостоятельную дисциплину. Я в этом убеждён.
Так, в чём же коренное
отличие маркетолога и рекламиста от пиарщика? В их отношении к манипуляциям.
Чрезвычайно сложно или вообще невозможно быть одинаково эффективным в
двух разных крайностях – виртуозно манипулировать начисто отказаться от
манипуляций. Ты хорош либо в одном, либо в другом, либо ни в чем.
Выбирая себе врача, вы пойдете к стоматологу-проктологу? Или
предпочтете того, кто специализируется на чем-либо одном?
Маркетинг и реклама, как ни крути, это изменение (деформация)
реальности. PR –
про реальность в чистом виде. Хайпу и прочим ухищрениям здесь места нет. Да, он
и не нужен.
Возможно, исключения случаются, но я их не встречал.
Поэтому маркетолог или рекламист и пиарщик – это принципиально разные
люди.
Вы согласны?
#pr, #маркетинг,
#реклама, #репутация, #практикаpr
https://tenchat.ru/media/1223718-pochemu-marketolog-i-piarschik--eto-ochen-raznyye-lyudi
Комментариев нет:
Отправить комментарий