Специальное антикоррупционное законодательство в нашей стране стало формироваться с момента принятия в декабре 2008 года базового федерального закона о противодействии коррупции.
На протяжении 11 лет в него практически ежегодно
вносились поправки, направленные на совершенствование антикоррупционных
механизмов. Параллельно шел процесс совершенствования законов, регулирующих
статус должностных лиц, институтов ответственности, поскольку противодействие
коррупции – институт комплексный, представленный нормами административного,
уголовного, служебного права.
Вместе с тем, в ходе эволюции системы
антикоррупционного законодательства, ужесточения его норм, возникали и
серьезные проблемы применения.
Поселенческий
уровень – решение найдено
Напомню, что в 2015 году была введена
обязанность представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и
обязательствах имущественного характера для депутатов представительных органов
сельских поселений, в том числе работающих на непостоянной основе. При этом
нужно понимать, что в подавляющем большинстве сельские депутаты осуществляют
свои полномочия именно на непостоянной основе.
И здесь сразу обозначился целый ряд
проблем объективного и субъективного свойства. Это и сложности на этапе сбора
необходимых документов по объектам недвижимости, по банковским счетам, так как
в сельских поселениях зачастую отсутствуют отделения кредитных организаций. Это
и отсутствие должной методической поддержки, поскольку собрания депутатов в
сельских поселениях зачастую не имеют аппаратов, сотрудники которых могли бы
проводить первичную проверку представляемых сведений.
При этом сами коррупционные риски здесь
минимальны. Значительная часть сельских депутатов – это работники бюджетной
сферы, это люди, которые постоянно «на виду», активно ведут общественную
деятельность, взаимодействуют с жителями своего поселения и не получают
материальных выгод от своего статуса.
Создавшаяся ситуация повлекла существенное
снижение интереса граждан к избранию в представительные органы сельских
поселений, фактически к подрыву данного института народного представительства.
Это ярко показали выборы 2016 года. На протяжении нескольких лет вопросы
изменения порядка декларирования поднимались многократно муниципальными
органами власти и их объединениями, региональными парламентами
На сегодняшний день ситуация исправлена. В
июле 2019 года в статью 121 федерального закона о противодействии
коррупции были внесены поправки в части упрощения порядка декларирования
доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной
основе. Теперь их обязанность предоставлять такие сведения закреплена только в
случае совершения в течение отчетного года определенных сделок на общую сумму,
превышающую доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года,
предшествующих отчетному периоду. При отсутствии таких сделок сельские депутаты
сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта.
Требования
и гарантии в регионах
Сейчас в регионах, в соответствии с
требованиями федерального законодательства, сформирована своя система
законодательных и подзаконных актов. Она достаточно унифицирована. Приняты
специальные законы о противодействии коррупции, законами закреплены
антикоррупционные нормы в статусе должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих, действуют кодексы этики и служебного поведения,
антикоррупционные стандарты поведения публичных лиц в потенциально-коррупционных
сферах. Сформирована и организационная основа – действуют комиссии и иные
специальные органы по противодействию коррупции.
Правоприменительная практика, сложившаяся
в этой сфере, выявила недочеты, недоработки нормативного регулирования,
направления совершенствования. И сейчас можно говорить о переходе регионального
антикоррупционного законодательства на некоторый качественно новый этап
развития, обеспечивающий более корректное, эффективное применение.
Так, в большинстве своем регионы идут по
пути максимально подробного нормативного регулирования:
- во-первых, порядка предоставления
обязанными лицами сведений о доходах, расходах и об имуществе;
- во-вторых, порядка проверки таких
сведений;
- в-третьих, определяют четкий перечень
оснований для проведения таких проверок.
Коррупция со стороны чиновников любого
уровня, безусловно, подрывает авторитет и доверие граждан к публичной власти. Однако необоснованное преследование по
антикоррупционным мотивам приводит к тому же самому результату. Презумпция
невиновности и соблюдение прав проверяемых чиновников – неотъемлемые
составляющие противодействия коррупции. В то же время известны случаи, когда
проверяемым не дают возможности ознакомиться с материалами дела и обвинения, подготовиться
к защите своих прав или привлечь для этого профессионального юриста или
эксперта. Рассмотрение дел о коррупционных злоупотреблениях или их отсутствии в
деятельности должностных лиц должно быть объективным, справедливым, честным и
прозрачным.
В связи с этим необходимо обратить внимание
на положительный опыт отдельных регионов – закрепление на уровне закона
гарантий обеспечения прав лиц, в отношении которых проводится проверка
достоверности и полноты предоставленных ими сведений о доходах, расходах и об
имуществе. Речь идет о правах указанных лиц при проведении проверок и
процессуальных аспектах их реализации. В частности, региональными законами
закрепляется право лица на ознакомление с материалами и итоговым документом
проверки, право делать выписки из них, получать их копии, предоставлять
дополнительные материалы и пояснения и ряд других гарантий.
По сути, это уже развитие
процедурно-процессуальных механизмов, сопровождающих исполнение обязанностей и
соблюдение прав лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования.
Таким образом, выстраивая законодательную
основу противодействия коррупции, региональный законодатель должен учитывать все
аспекты, связанные с реализацией единой государственной антикоррупционной
политики, публичных интересов, а также прав и интересов личности. Доскональная регламентация данных процедур во
избежание любых манипуляций и злоупотреблений – залог успешности дальнейшей
антикоррупционной работы.
Не
панацея, но решение
Борьба государства с любым противоправным
явлением – это не только ужесточение ответственности, но прежде всего включение
механизмов правового просвещения, правовой информированности, повышения
правовой грамотности всех граждан страны. Будущее этих механизмов, конечно же,
за интернет-технологиями, которые обеспечат их оперативность, круглосуточную и
повсеместную доступность, адресность.
В 2018 году в Ростовской области был
запущен пилотный проект «Правовая помощь онлайн». Суть проекта заключается в получении всеми
желающими бесплатных видеоконсультаций в отделениях МФЦ от сотрудников органов
государственной власти и учреждений во всех муниципалитетах. Правительством
области создан специальный портал, на котором, не выходя из дома, можно
записаться на прием в МФЦ и потом прийти в назначенное время за получением
правовой помощи в режиме онлайн. Сейчас такие консультации оказывают ряд
областных министерств, территориальные подразделения МВД России, Управления
Росреестра, Роспотребнадзора, Отделение Пенсионного фонда, областная
прокуратура, члены Ростовского отделения Ассоциации юристов России.
Об эффективности и востребованности
данного проекта свидетельствует не только региональная статистика. Проект
«Правовая помощь онлайн» стал победителем всероссийского конкурса «Лучший МФЦ
России 2018» в номинации «Лучший проект МФЦ». В сентябре прошлого года проект
занял первое место в номинации «Народное признание» Всероссийского конкурса
«ПРОФ-IT». Недавно 1-й канал в новостях
показал сюжет о нашем проекте, и к нам посыпались заявки граждан на оказание
консультаций уже из других регионов России.
Опыт Ростовской области – это пример того,
что проблематика правового просвещения выходит на качественно новый уровень. По
инициативе Совета Федерации Минюстом России сейчас разрабатывается Единый
портал правового информирования и правового просвещения. Речь идет о создании
общероссийского цифрового контура правового просвещения.
По нашему, теперь уже совместному, замыслу
портал должен интегрировать лучшие региональные практики в данной сфере, будет
максимально наполнен правовой информацией, которая понятна и доступна для
человека, не обладающего юридическими познаниями. Мы обсуждали эту идею на
площадке Совета Федерации в широком представительстве регионов, собрали и
проанализировали все предложения. Существует запрос на создание обширного
автоматизированного сервиса правового просвещения как в тематическом разрезе,
так и с ориентацией на целевые группы.
В состав тематических блоков регионами
предложено включить в том числе и антикоррупционную тематику, вопросы
применения законодательства о закупках, имеющего высокие коррупционные риски.
Государственным служащим нужны специализированные
курсы повышение квалификации с подробными разъяснениями и по вопросам
антикоррупционного поведения, и по вопросам предоставления ежегодных сведений о
доходах с анализом типичных ошибок, а не только сухие положения
административного и уголовного законодательства. Такие методические разработки и
видеоматериалы также необходимо включить в содержательный контент портала.
Кроме того, на портале предлагается
создать единую интерактивную карту, позволяющую перемещаться по правовым
ресурсам каждого региона, предусмотреть возможность интерактивных приемов и
онлайн-консультаций для граждан, разместить типовые формы документов и так
далее.
Президент России в своем послании
Федеральному Собранию-2020 уделил особое внимание роли интернета в жизни
россиян, о возможностях реализации в стране проекта «Доступный интернет» для
обеспечения бесплатного доступа к социально-значимым отечественным
интернет-сервисам. Надеемся, что этот год станет решающим и портал начнет свою
работу как один из, безусловно, важных, социально-значимых проектов
государства.
Член Комитета Совета Федерации по
конституционному законодательству и государственному строительству Ирина
Рукавишникова
(по материалам выступления на Гайдаровском
форуме-2020)
Подобные публикации: «Донской
опыт используют при создании федеральной системы консультаций через МФЦ», «Региональные
практики бесплатной юридической помощи оценили в Совете Федерации», «Донской
проект «Правовая помощь онлайн» признан одной из лучших практик в России»
#антикоррупционное_законодательство,
#Ирина_Рукавишникова, #правовая_помощь, #государственные_служащие, #муниципальные_служащие
Публикация на сайте АЮР: http://old.alrf.ru/region61/2020/01/22/antikorrupcionnoe-zakonodatelstvo-problemy-i-resheniya/
Комментариев нет:
Отправить комментарий